Выступление на районном методическом объединении «Организация и проведение прогулки в соответствии с ФГОС ДО».

01.06.2022

       Тема: МО «Организация и проведение прогулки в соответствии с ФГОС ДО».

1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника.

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

 - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;

- оптимизировать двигательную активность детей;

 - способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.

В ходе прогулки возможна интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие. Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

2. Требования к продолжительности прогулки.

 Режим длительности проведения прогулок на улице.

П. 11.5 СанПин «Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа.

Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий

-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом образовательного процесса.

- Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

3. Подготовка к прогулке.

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: очищение носа (дыхательная гимнастика), посещение туалетной комнаты.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки по подгруппам:

- в первую подгруппу включают детей, медленно одевающихся детей и детей с низкими навыками самообслуживания;

- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности.

Требования к одежде детей:

- в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей.

4. Требования к развивающей среде на участке в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, с современными воспитательно-образовательными задачами ДОУ, а также возрастными и индивидуальными особенностями детей на каждом участке должны быть созданы условия для игровой, познавательной, исследовательской деятельности, двигательной активности воспитанников.

Каждый участок оборудуется беседкой, в которой можно укрыться от солнца и дождя, развернуть сюжетно-ролевую игру.

На участках оформляются места для спортивных, подвижных игр, для игр с водой, песком.

      Творческую активность детей, возможность самовыражения обеспечивает разнообразие материалов, оборудования и инвентаря на участке. Это разнообразные ширмы (подиумы) для театрализованной деятельности, литературный уголок (оформление сказки), уголок изо деятельности, уголок отдыха, в котором ребенок может порисовать или помечтать.

Для укрепления и закаливания детей в летний период используются дорожки для босохождения не только на участках, но и на территории ДОУ.

Т.о., созданная на территории детского сада развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

- игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

5. Требования к содержанию прогулок на участке детского сада.

Для того, чтобы прогулки радовали детей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, воспитатель ежедневно планирует их содержание.

Разработку прогулки начинаем с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включаем в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

Выносной материал должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей.

Краткий план прогулки (зафиксируйте его на карточке) позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

Положительно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

Время пребывания детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

6. Виды прогулки могут быть (по месту проведения):

- на участке Детского сада;

 - пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

Виды прогулок могут быть (по содержанию):

- традиционная;

 - тематическая:

• прогулки-походы;

• развлекательные прогулки с персонажем;

• прогулки-события;

 • спортивные прогулки;

 • прогулки — трудовые акции.

- комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией;

- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

 - экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц); Хочу такой сайт

7. Структурные компоненты прогулки:

1. Наблюдение, исследовательская деятельность.

2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

7.1 Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям. В первую очередь мы наблюдаем за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Например: Обращаем внимание на облака и в игровой форме фантазируем на что они похожи: рассматриваем их форму, цвет, сравниваем с известными детьми образами. Или наблюдая за листьями, как они поменяли окраску, можно, например, включить математический счет и посчитать сколько листиков на определенной веточке. Или в летнее время при рассматривании цветов (одуванчиков) можно наблюдение совместить с дидактической игрой, такой как «Назови части растений». Мы одновременно развиваем речь, учим правильно называть части растений, обогащаем словарный запас детей.

Также мы всегда обращаем внимание на птиц. Мы всегда во все времена года наблюдаем за птицами, но в зимнее время особенно. Объясняем, что птицам голодно зимой, поэтому они прилетаю поближе к людям, чтобы найти корм. Дети с огромным удовольствием бегут на улицу, помня, что их ждет там их пернатый друг, для того чтобы покормить его и его товарищей. О всех наблюдениях рассказать невозможно, об этом можно говорить бесконечно, так как наблюдать можно абсолютно за всем. Что нас окружает, чем мы и занимаемся.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно.

Объектами наблюдений могут быть:

- Живая природа: растения и животные;

- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

- Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.

7.2 Игра и двигательная активность. (Подвижные)

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, если позволяет наша Кубанская погода.

Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д.

 Проводят их со всей группой либо с частью ее.

7.3 Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Осенью дети собирают природный материал, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Так же привлекаем детей к сбору игрушек. Трудовые задания детям даются такие, которые не требуют от них определенных усилий.

Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-15 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

• Индивидуальные трудовые поручения;

• Работа в группах;

• Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

7.4 Организация индивидуальной работы

В соответствии с календарным планированием мы осуществляет индивидуальную работу во время прогулок. Для одних организуется игра с мячом, для других - упражнение в равновесии, для третьих – прыжки с разбегу и т. д.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

7.5 Самостоятельная деятельность.

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в руководстве.

 Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе ОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

      Поощряются игры в семью, космонавтов, пароход, больницу, парикмахерскую и др. воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким играм развивается у детей с 3-4 лет.

Во время прогулки воспитателю нужно следить за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаем к участию в более спокойных играх.

        Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха детей.


Просмотров всего: , сегодня:

«Организация и проведение прогулки в соответствии с ФГОС ДО»..docx (скачать)

Дата создания: 15.12.2022

Дата обновления: 13.01.2023

Дата публикации: 01.06.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».