ПРОЕКТ «Книга – мой лучший друг!» в средней группе.
01.04.2022
«Книга – мой лучший друг!»
в средней группе.
АННОТАЦИЯ
Вид проекта: творческий, информационно-познавательный, художественно-речевой.
Продолжительность проекта: 1 месяц (февраль).
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
К сожалению, в наш век новых технологий отношение к книге изменилось как у родителей, так и у детей. С каждым годом снижается интерес к чтению родителей своим детям. Взрослые все больше заняты своими проблемами, а дети все больше тянутся к гаджетам и телевизору.
В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а сказки написаны в книгах. Потихоньку дети делают первые шаги в загадочный мир литературы и проводниками для детей в первую очередь должны стать родители. Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родные закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и поступки.
В настоящее время мы наблюдаем, что ребята очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача -- заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге, не только в саду, но и дома в кругу семьи.
С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора. Книга помогает ребенку познавать весь мир, развивает любознательность. Книга не только источник знания – она призвана выполнять задачи нравственного воспитания, пробуждать любовь к родному языку, стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного.
Цель проекта:
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о сказках. Учить внимательно, слушать и слышать произведение. Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
- Укреплять дружеские отношения в семье. Развивать совместное творчество родителей и детей.
- Формировать интерес и потребность в чтении книг, как в детском саду, так и дома в кругу семьи.
- Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
Ожидаемые результаты:
- Дети проявляют интерес и любовь к сказкам; знают и называют прочитанные сказочные произведения, персонажей; узнают сказку по загадке, иллюстрации, стихотворению; развиваются мышление, воображение, речь детей.
- Возрождение чтения в кругу семьи -- у родителей возрастёт понимание важности книги в воспитании детей дошкольного возраста, повысится их активность при сотрудничестве и взаимодействии с воспитателями.
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам, викторины, задания по сказкам, разрезные картинки, пазлы «Сказки», книги, атрибуты к театру «Теремок», аудиозаписи детских песен.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.
Методы:
Непосредственно-образовательная деятельность.
Художественное творчество.
Чтение художественной литературы.
Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Работа с родителями.
Этапы проекта:
1.Подготовительный.
Постановка цели и задач, работа с методической литературой, составление плана работы, подбор наглядных материалов и художественной литературы, подбор информации для родителей. Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству в проектной деятельности.
2.Основной.
Совместная деятельность детей и воспитателей: Чтение произведений (А. Барто, С. Михалков, В. Сутеев, К. Чуковский, С. Маршак. и др) Рассматривание книг, иллюстраций, портретов детских писателей, выставка «Моя любимая книга». Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Решение игровых и проблемных ситуаций.
Совместная деятельность детей и родителей: Выставка совместного творчества детей и родителей «Мой самый любимый герой сказки». Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
Работа с родителями: Консультация для родителей на тему «Роль книги в развитии ребенка». Консультация для родителей на тему «Научите ребенка любить книгу». Памятка для родителей: «Почему необходимо читать детям». Привлечение родителей к созданию выставки «Моя любимая книга».
3. Заключительный. Анализ результатов проекта. Подготовка презентации опыта работы по данному проекту.
План мероприятий в рамках реализации проекта
«Книга – мой лучший друг!».
Раздел программы Виды детской деятельности.
Социально – коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра
«Книжный магазин»
Цель: развитие речи, внимания, памяти, воображения, формирование навыков общения, вежливости, развитие любви к книге.
Строительные игры «Заюшкина избушка»
Цель: развивать творчество при создании построек, умение обыгрывать постройки.
Настольные игры «Сказочные пазлы», «Путешествие по сказкам» - лото, «Герои сказок» - кубики
Цели: совершенствование умения группировать, составлять целое из частей (кубики, пазлы); играть небольшими группами, соблюдая правила игры.
Трудовая деятельность в книжном уголке «Будь здорова, книга»
Цели: формирование у детей бережного отношения к книге, научить практическим навыкам по ремонту книг.
Познавательное развитие Опыт: «Волшебница бумага»
Цель: обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; определять ее качество и свойства.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции, смекалку, речь.
Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»
Цель: закрепить знания детей о героях детских произведений.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Цель: учить соотносить речевую форму описания произведений с их графическим изображением.
Рассматривание книжек принесенные из дома
Цель: формировать у детей интерес и любовь к художественной литературе, книгам.
Речевое развитие
Беседа «В мире книжных пословиц и загадок»
Цель: познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
Составление творческих рассказов «Моя любимая книжка»».
Чтение С. Я. Маршака «Книжка про книжки» (в сокращении).
Цель: познакомить со стихотворением; вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.
Чтение произведений (А. Барто, С. Михалков, В. Сутеев, К. Чуковский, С. Маршак. и др).
Цели: учить детей эмоционально и активно воспринимать литературные произведения, участвовать в рассказывании; учить отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
Загадки из сказки
Цель: развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь.
Драматизация сказки «Теремок»
Цели: продолжать работу по развитию памяти, интерес к драматизации.
Художественно-эстетическое развитие НОД по рисованию на тему: «Чудо дерево»
Цель: учить детей отображать в рисунке впечатление от содержания стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево».
Раскрашивание раскрасок «Герои из книг»
Пение и слушание песен:
1) «Тот, кто любит читать» - Н. Тимофеева, Т. Копейкина, А. Войнов
http://ru235.iplayer.info/artist/270707-Detskaya_Pesnya/
2) «Книжкин дом» - А. Рыбников – Ю. Энтин https://zaycev.net/pages/23653/2365329.shtml
3) «Новая книжка» - слова: Т. Копейкина, Н. Тимофеева, музыка: Н. Тимофеева http://m.megapesni.me/books/94313-natalja-timofeeva-novaja-knizhka.html
4) «Книжный праздник» - слова: Т. Копейкина, музыка: Н. Тимофеева, альбом Н. Тимофеевой «Волшебная страна» https://inkompmusic.ru/?song=Наталья+Тимофеева+–+Книжный+праздник
5) Песня «В мире много сказок» - музыка В. Шаинский, слова Ю. Энтин https://zaycev.net/pages/21855/2185518.shtml
Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви к искусству.
Физическое развитие Игры с мячом «Кто знает больше сказок»
Цели: расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти, развитие крупной моторики
Физминутки – сказки: «Кот, лиса и петух», «Рукавица», «Репка», «Теремок», «Три медведя»
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Игра «Больница для книги».
Цель: развитие у детей интереса к книге, знакомство с правилами обращения с книгой. Показать, как нужно «лечить» книгу.
Центр «Театрализованной деятельности»: драматизация по произведениям.
Выставки: «Мои любимые книги». Задачи: Вызвать интерес к книгам, к творчеству известных писателей, вызвать эмоциональный отклик на иллюстрации. Предложить детям рассказать об иллюстрации, какое настроение передает рисунок, рассказать отрывок знакомой сказки. «Мой самый любимый герой сказки» - выставка совместного творчества детей и родителей.
Результат реализации проекта:
В результате проекта дети познакомились с творчеством детских поэтов и писателей. Дети узнали, откуда книжка к нам пришла. Повысился познавательный уровень у дошкольников. Познакомились с иллюстраторами детской книги. В рамках проекта дети научились «лечить» книги, а также бережно относиться к книгам. Кроме этого, дети научились узнавать сказки по загадкам и иллюстрациям. Родители тоже активно участвовали в реализации проекта, а также познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. Проектный метод вызвал познавательный интерес к различным областям знаний, сформировал навыки сотрудничества.
Приложение №1
Игра: «Больница для книги».
Цель:
• Формирование у детей интерес к книге, ознакомление с правилами пользования книгой.
Задачи:
• Показать, как можно «лечить» книгу.
• Развивать формы сотрудничества друг с другом.
• Развивать эмоциональную отзывчивость.
Словарная работа:
• Учить детей правильно употреблять глаголы: намазывать, приклеивать, проглаживать.
• Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.
• Закреплять название частей тела петуха, цвета.
Материал:
• Порванная книга, скотч, клей, клеенка, салфетка, полоски бумаги, кисточки, салфетки для рук.
Приложение №2
Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».
Цель:
• Развитие речи, внимания, памяти, воображения,
• Формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека,
• Развитие любви к книге.
На подготовительном этапе игры необходимо обустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детской библиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранее необходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) и сумку, в которую покупатель будет складывать товар. Дальше необходимо распределить роли.
1. «Хочу купить самую, самую…» Воспитатель предлагает выбрать книгу: самую толстую или тоненькую, с самыми красивыми и яркими картинками, самую любимую, самую смешную, самую интересную и т.д. Необходимо спросить, почему ребенок выбрал именно ту или иную книгу.
2. «О чём эта книга?» Воспитатель показывает свою заинтересованность той или иной книгой и просит ребенка рассказать о ней. Ребенок вспоминает название, главных героев, кратко или полностью рассказывает сюжет, например, какой-нибудь сказки.
3. «Какую бы книгу вы мне предложили?» Можно разыграть растерянность при виде такого большого ассортимента хороших книжек и попросите детей выбрать для вас книгу на свой вкус. Пусть он обоснует свой выбор.
4. «Мне нужна книга, которая…» Дайте краткое описание книги: цвет обложки, с чего начинается или чем заканчивается сказка, что изображено на первой странице книги и т.д.
5. «Мне необходимо несколько…» Повторение числа и счета. Попросить детей «продать», например, три книжки со сказками, пять книжек-раскладушек, семь книг с толстой картонной обложкой и т.д.
Приложение №3
Роль книги в развитии ребенка
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.
Что читать, как научить ребенка читать, как поддержать интерес к чтению. Это забота не только родителей, педагогов, библиотекарей - это забота о будущем России, сегодня это понимают на государственном уровне.
Настоящая книга существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти «Человеком» с большой буквы. Дети не займутся чтением сами, просто так ни с того, ни с сего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась. Нужны взрослые, которые показали бы ребенку дорогу к большому книжному богатству, во- первых - это родители, во- вторых - учитель, в третьих - библиотекарь.
Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы вы, родители, сами не расставались с книгой, газетой, журналом.
Роль книги в развитии и воспитании детей.
Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.
Аспекты развития ребенка, затрагивающиеся в процессе совместного чтения.
Удовлетворение потребности в безопасности. Когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности.
Чувство ценности и значимости своего «Я» и своих интересов. Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).
Формирование ценностей. Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.
Проявление значимых переживаний. Книга – это и средство проявления (разрядки) переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний.
· Обучение новым или необходимым моделям поведения. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.
Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.
В чем именно польза чтения?
Прежде всего, чтение развивает речевые способности и напрямую влияет на качество и количество словарного запаса. Благодаря чтению человек учится концентрировать внимание, тренирует память. Книга способствует развитию образного мышления и обучению грамоте. Ведь во время чтения человек запоминает правильное написание слов и применение их в определенном контексте.
Благодаря книге у человека обретает навыки глубокого мышления и анализа. Появляется способность читать между строк, улавливать двойной смысл. Также чтение литературы развивает остроумие. Чтение вслух развивает у малыша способности оратора.
Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Книги помогают ребенку познать самого себя.
Книга объединяет поколения. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Приложение №5
Консультация для родителей
Что нужно для счастья детям?
Чтоб солнце на всей планете,
Чтоб мячик и плюшевый мишка,
И добрая, добрая книжка!!!
Часто можно услышать от родителей сетование на то, что ребенок не хочет читать. Это и понятно. Сейчас у детской книги много конкурентов: компьютеры, видео… Но книга, по-прежнему, необходима. Она всегда здесь, всегда рядом. Книга первая открывает ребенку мир. Книга учит сопереживать, сострадать, порадоваться, а задача взрослых – пробудить, воспитать и укрепить в детской душе эту драгоценную способность.
Для родителей главное – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Как приучить ребенка к чтению? Каждый родитель находит свои пути к сердцу дочери или сына.
Вот несколько советов из опыта родителей:
- читать ребенку вслух с раннего возраста;
- покупать книги, дарить их и получать в качестве подарка
- оставлять печатные издания везде, где ребенок может их увидеть;
- определить интересы ребенка: что ему нравится;
- прививать любовь к чтению на собственном примере;
- разрешать малышу самому выбирать книги в магазине или библиотеке;
- играть в настольные игры, предполагающие чтение;
- не заставлять ребенка читать против его воли: приобщите его к чтению через игру;
- собирать домашнюю детскую библиотеку;
- обязательно слушать, как малыш читает, он должен чувствовать ваш интерес;
- до или после просмотра фильма (м/ф) предложить книгу, по которой он снят;
- читать друг другу по очереди;
- спрашивать мнение ребенка о книге;
- читать ребенку перед сном.
Действенными в развитии интереса малыша к книге являются следующие приемы: читая ребенку, следует останавливаться на самом интересном или
сложном для восприятия месте, задавать вопросы, которые помогают включать воображение, обращать внимание на иллюстрации.
Культура общения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. И это естественно, ведь в таких семьях ребенок часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном и радуется покупке интересной книги. Здесь существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух. Когда ребенок подрастает, он включается в этот процесс. Любовь к чтению проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.
Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.
Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности.
И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.
Читайте книги регулярно. Пусть чтение станет для вас доброй традицией.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.12.2022
Дата обновления: 15.12.2022
Дата публикации: 01.04.2022