Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные таланты"

Ротко
Валентина
Ивановна

Подписан цифровой подписью: Ротко
Валентина Ивановна
DN: O="МБДОУ детский сад № 24 ""
Звёздочка""", CN=Ротко Валентина
Ивановна, E=valentina-rtk@rambler.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Расположение:
Дата: 2024.09.06 10:17:38+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2023.3.0

1

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
«Ум ребёнка находится на кончиках его
пальцев»
В.А. Сухомлинский.
«Рука – это своего рода внешний мозг»
Э.Кант
«Рука – это инструмент всех инструментов».
Аристотель.
1.1. Пояснительная записка
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации
движения пальцев рук. Л. С. Выгодский отмечал, что «если ребенок до трех
лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего
возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо
труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому».
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что
кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений
пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы.
Но развитие мелкой моторики - не единственный фактор,
способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита
моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не
достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе
много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор,
стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку,
рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети
с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую
моторику.
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для
общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего
дошкольного возраста. Уровень сформированной мелкой моторики во
многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных,
конструктивных, и трудовых умений, овладение родным языком, развитие
первоначальных навыков письма. Однако этот развивающий потенциал
может быть реализован только в том случае, если движения рук ребенка
будут носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными
орудиями детского воображения. Уровень развития мелкой моторики - один
из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Программа разработана в соответствии ФЗ №273 от 29.12.12 г. «Об
2

образовании в Российской Федерации». Реализация программы
осуществляется на основе ряда законов и нормативных документов:
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года. №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 года
№2
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, элективного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
3. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 года № 1726-р.
4. Приоритетный национальный проект «Доступное дополнительное
образование для детей» (2017-2025гг.) утвержден президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 года № 11)
5. Постановление главного государственного
санитарного врача
Российской федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
6.Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями от 20.07.2000 г.;
22.08; 21.12.2004 г.; 26, 30.06.2007 г.).
7.Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г.
Министерство образования и науки РФ.
8. Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ 2016г.
Направленность – художественная.
Актуальность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие
речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести
к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния
ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления
ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости.
Новизна программы.
Предлагаемый курс поможет ребенку совершенствовать координацию
движения руки (кисти, пальцев). Но при этом развитие ручной умелости
должно сопровождаться развитием различных сторон психики, служить
общему развитию детей. Общее развитие есть целостное движение психики,
3

и важно, в какой деятельности давать простор этому целостному движению,
то есть стимулировать проявление эмоционально-волевой, сенсорной и
интеллектуальной сфер психики ребенка. При этом важно иметь в виду, что
практическая деятельность может способствовать раскрытию тех сторон
индивидуальности ребенка, которые не видны в других видах деятельности.
Программа опирается на основные принципы: системность,
комплексность, последовательность и систематичность, доступность,
индивидуальный подход.
Адресат программы - возраст обучающихся в объединении «Веселая
мастерская» с 5 до 7 лет. В группе могут заниматься и мальчики и девочки. В
объединение принимаются учащиеся без прослушивания и подготовки.
Состав группы может быть одновозрастным или разновозрастным.
Специальный отбор не требуется.
В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными
потребностями: детей с ограниченными возможностями; талантливых
(одаренных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации.
Объем и срок реализации программы
Программа «Веселая мастерская» рассчитана на один год обучения.
Объем программы – 72 учебных часа (с сентября по май месяц, 2 раза в
неделю), с учётом требований СанПиН.
Программа предусматривает работу по блокам:
1.блок: Речь с движением.
Этот блок включает следующие темы:
1. Весёлые пальчики.
2. Работа с бумагой в технике «Оригами».
Веселые пальчики – пальчиковая гимнастика. Формируется правильное
звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивает
координацию движения рук, мелкую моторику. Совершенствует память,
внимание, умение согласовывать движение и речь. Все упражнения
повторяются несколько раз.
Работа с бумагой в технике «Оригами». Оригами — это сложение
различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти
цветные листы бумаги тоже называются по-японски оригами. Конечно, сразу
у вас не получится большая, сложная игрушка, но постепенно вы научитесь
складывать фигуры, сначала простые, а потом все более сложные. В процессе
складывания фигур оригами дети знакомятся с различными геометрическими
фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д.
2. блок: Удивительные ручки.
Этот блок включает следующие темы:
4

1. лепка;
2. рисование (работа с трафаретами, нетрадиционное рисование);
3. аппликации, панно, поделки из различного материала.
Выполнение творческих работ развивает воображение, фантазию,
творческое мышление. Раскрывает ребенка как творческую личность.
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы:
1 год обучения - 72 часов (2 раза в неделю по 1 часу).
Особенности организации образовательного процесса:
Учебный год начинается не позднее 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Комплектование группы происходит с 1 по 31 августа.
В объединение могут приниматься учащиеся в течение года.
Условия приема – добровольное желание учащегося заниматься в
объединении.
Форма обучения – групповая.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в
содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами
практического исполнения. Образовательный процесс включает в себя
различные методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, образное слово (стихи, загадки,
пословицы);
- наглядные (иллюстрации, фотографии, готовые изделия);
- практические (изготовление поделки в присутствии детей и рассказывание
вслух).
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1.Начало занятия - сюрпризный момент или какая-либо мотивация создания
работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2.Рассказ, который сопровождается показом материала.
3.Демонстрация образцов аппликаций, рисунков, панно и др.
4.Объяснение приёмов создания.
5.Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6.Изготовление поделки.
7.Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8.Уборка рабочих мест.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Разработать систему упражнений для развития
мелкой моторики, совершенствовать зрительное восприятие и зрительную
память детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
5

1.Образовательные.
1.1. Развитие речи, увеличение словарного запаса дошкольников.
1.2. Развитие умения производить точные движения карандашом,
кистью и пальцами рук.
1.3. Развитие способности координированной работы рук со
зрительным восприятием.
2. Личностные.
2.1.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность
реализации этих возможностей.
2.2. Развивать творческую активность, пространственное мышление,
фантазию, воображение.
2.3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
3. Метапредметные.
3.1. Активизировать познавательный интерес.
3.2. Формирование умения воплощать свои идеи в художественный
образ.
1.3. Содержание программы
Содержание программы
Содержание программы характеризуется разнообразием материалов,
используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов
практической деятельности, разнообразием познавательных сведений.
В продуктивной деятельности используются разные виды бумаги,
обладающие различными свойствами, пластилин, гуашь, цветные карандаши,
семена, различные крупы.
Мелкая моторика развивается в процессе обработки различных
материалов.
Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и
многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку
овладевать новыми видами деятельности. Именно поэтому содержание
образования характеризуется многообразием ручных операций, с которыми
дети должны иметь дело в продуктивной деятельности. Дети овладевают
такими операциями, как накладывание мазков кистью, вырезание,
складывание, сгибание, обрывание, скатывание.
Важно также и многообразие операций в пределах одной и той же
техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена
способом обрывания, она может быть плоской, объемной, рельефной,
контурной.
В программу вводится значительный объем познавательных сведений,
касающихся свойств используемых материалов. Вводятся термины,
обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика,
6

оригами, оригами, рисунок, фротаж, гратаж). Овладение этими терминами,
равно как и названиями операций, свойств материалов, инструментов,
постепенно, будет вкладом в развитие речи детей.
Совместная деятельность воспитателя и ребенка, должна носить
различный характер: выполнение работы по заданному педагогом условию; и
выполнение работы по собственному замыслу, и самостоятельный выбор
материалов. Каждый из этих видов работы предполагает различную
мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании.
Настоящая программа предусматривает обучение детей 5-6 лет. В этом
возрасте формируется произвольность поведения, интенсивно развивается
наглядно-образное мышление, ребенок усваивает социальные нормы. Срок
реализации программы – 1 учебный год. Работа по данной программе
предусмотрена в различных видах деятельности. Занятия проводятся с
группой25 человек. Итоги реализации данной образовательной программы
демонстрируются в форме выставки творческих работ.
Условия и материалы для реализации программы
Материалы:
различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, цветные
салфетки, ватман, альбом), картон (белый и цветной);
свечи;
(семена, сухие листья, сухие цветы, веточки, мох);
фигурные макаронные изделия;
коктейльные трубочки;
Инструменты:
клеенка;
влажные салфетки;
для воды;
шаблоны;
восковые мелки, краски (гуашь, акварель);
Наглядные пособия:
фотографии;
7

схемы оригами.
Дидактические материалы:
потешек.
Содержание:
Перспективный план работы кружка по развитию мелкой моторики рук
«Умелые ручки».
Срок
Тема/кол-во
Содержание
реализации
занятий
деятельности
Сентябрь
«Мухомор»/2 Аппликация. Скатывание
шариков из цветных
салфеток и заполнение
ими рисунка путем
приклеивания.
«Осеннее
дерево»/1
«Осенний
букет»/1

«Осенние
хлопоты
ёжика»/3

«Осенний
ковер»/1

Материалы

Цветные салфетки,
клей ПВА, кисточки
для клея, заготовки
изображения
мухомора, клеенка,
салфетки для рук.
Аппликация.
Заготовки с силуэтом
Отщипывание и
дерева без листиков,
приклеивание пластилина пластилин, клеенка,
к силуэту дерева – листья. салфетки для рук.
Коллективная работа.
Картон с
Панно. Приклеивание
изображением вазы,
гербариев к изображению гербарии цветов,
вазы.
листьев, клей ПВА,
кисточки для клея,
цветные карандаши,
салфетки для рук.
Аппликация с элементами Листы А4,гербарии
рисования и оригами.
листьев, краски,
Отпечатываем гербарии
кисточки, клеенка,
различных листиков,
цветная бумага
мастерим оригами ёжика (серая,коричневая,
с последующим
черная) для оригами,
приклеиванием к листусхема оригами, клей
основе.
ПВА, салфетки для
рук.
Техника фротаж с
Листы А4, гербарии
элементами аппликации.
листьев, восковые
Прорисовываем листочки мелки, клей ПВА,
техникой фротаж и
кисточки, заготовки
приклеиваем
объемных зонтиков из
разноцветные зонтики.
цветной бумаги,
фломастеры, салфетки
8

Октябрь

Ноябрь

для рук.
«Дары
Мозаика. Размазывание
Заготовки с
осени»/3
пластилина внутри
изображением
рисунка и закладывание
овощей, грибов,
его различными крупами листочков, пластилин,
и семенами.
клеенка, крупы,
семена, салфетки для
рук.
«Что
Скатывание пластилина в Заготовки с
выросло на
жгутики. Прорисовывание изображением
грядке»/1
овощей пластилиновыми овощей, пластилин,
жгутиками по контуру.
клеенка, салфетки для
рук.
«Красивые
Обводка трафаретов
Трафареты, цветные
листочки»/1 листьев клена, дуба.
карандаши,
фломастеры, листы
А4.
«Ножницы
Обрывание по контуру
Заготовки различных
потерялись»/ различных изображений. изображений.
1
«Кто это»/1
Обводка трафарета птиц, Листы А4, трафареты,
животных и заполнение
карандаши, цветная
объема клочками цветной бумага, клей ПВА,
бумаги методом мозаики. кисточки, салфетки
для рук.
«Виноград»/ Рисование пластилином.
Заготовки
1
Замазывание рисунка
изображений
винограда пластилином
винограда, пластилин,
клеенка, салфетки для
рук.
«Домашние
Обрывание по контуру
Заготовки
животные»/1 изображений домашних
изображений
животных.
домашних животных.
«Двор
Коллективная работа.
Обрывные
домашних
Аппликация.
изображения
животных»/1 Приклеивание обрывных животных, которые
изображений животных
делали дети на
на лист бумаги.
предыдущем занятии,
лист бумаги для
аппликации, клей
ПВА, кисточки,
тряпочки, салфетки
для рук.
«Дорисуй»/1 Дорисовываем
Аппликация
9

«Раскрась
картинку»/1
«Жители
леса»/1
«Северный
мишка»/1

аппликацию,
изготовленную на
прошлом занятии.
Раскрашивание
изображений животных
карандашами.
Вырезание ножницами
раскрашенных ранее
картинок
Рисование манной
крупой. Смазываем клеем
изображение и присыпаем
манкой, прорисовываем
контур мишки.

«Веселые
пингвины»/1
«Пластилино
вые
жгутики»/1
Декабрь

Изготовление оригами
пингвинов по схеме.
Скатывание
пластилиновых жгутиков
и выкладывание ими
рисунков по контуру.
«Снежинки»/ Складывание оригами
1
снежинок.
«Снеговик»/ Аппликация. Обрывание
1
по контуру кругов для
снеговика и приклеивание
их на голубой фон.
«Необычные
снежинки»/1

«Ёлочные
игрушки»/1

Рисование
пластилиновыми
жгутиками. Скатываем
пластилин в жгутики и
изображаем снежинки по
собственному замыслу.
Склеивание шара из
заготовленных кругов.

«Ажурные
снежинки»/1

Вырезание снежинок по
заготовке.

«В лесу

Коллективная работа.

«Домашний двор»,
цветные карандаши.
Заготовки
изображений диких
животных, цветные
карандаши.
Раскрашенные
картинки, ножницы.
Заготовки
изображений мишки
на голубом фоне, клей
ПВА, кисточки,
манка, черные
фломастеры, салфетки
для рук.
Черная бумага, белая
бумага, схема.
Пластилин, клеенка,
заготовки рисунков.
Бумага белая или/и
голубая, схема.
Голубая бумага, клей
ПВА, кисточки,
заготовки контуров
кругов, салфетки для
рук.
Пластилин, клеенка,
листы бумаги для
приклеивания
снежинок, салфетки
для рук.
Заготовки кругов
разного цвета, клей
ПВА, кисточки,
салфетки для рук.
Белая бумага,
заготовка снежинки,
ножницы.
Образец. Бумага для
10

родилась
елочка»/1

Январь

Аппликация. Квилинг.
Сворачивание полосок
бумаги, придавливание и
приклеивание по рисунку.
«Новый год к Коллективная работа.
нам идет»/2
Аппликация. Скатывание
бумажных шариков и
заполнение ими
новогоднего рисунка при
помощи клея.
« Красивые
Свечей рисуем снежинки,
снежинки»/1 затем покрываем
акварелью.

квилинга, голубой
бархатный картон,
клей ПВА, кисточки,
салфетки для рук.
Заготовка рисунка,
цветные салфетки,
клей ПВА, кисточки,
клеенка, салфетки для
рук.

Листы бумаги, свечи,
акварель, кисточки,
баночки с водой,
клеенка, салфетки для
рук.
«Хоровод
Коллективная работа.
Заготовленное на
вокруг
Аппликация. Из цветной
большом листе
елки»/1
бумаги сложенной
изображение елки,
гармошкой вырезаем
заготовленные
«хоровод», затем
бумажные гармошки
приклеиваем вокруг
для вырезания,
заготовленного
ножницы, клей ПВА,
изображения елки.
кисточки, клеенка,
салфетки для рук.
«Елочка»/1
Складываем треугольники Треугольники из
пополам, склеиваем их
зеленой бумаги, клей
стороны.
ПВА, кисточки,
клеенка, салфетки для
рук.
«Новогодние Полоски цветной бумаги Полоски цветной
бусы»/1
склеиваем в колечки,
бумаги, клей ПВА,
соединяя между собой.
кисточки, клеенка,
салфетки для рук.
«Цветы»/1
Аппликация. Используя
Цветной картон,
различные виды макарон, различные виды
создаем образ цветка на
макарон, клей ПВА,
цветном картоне.
кисточки, клеенка,
салфетки для рук.
«Зоопарк»/2 Коллективная работа.
Большой лист бумаги,
Аппликация. На большом трафареты животных,
листе бумаги обводим
крупы различные,
трафареты животных,
клей ПВА, кисточки,
покрываем клеем и
клеенка, салфетки для
заполняем крупами.
рук.
11

Февраль

Март

«Автомобиль Скатываем пластилин в
»/1
жгутики. Выкладываем
пластилиновыми
жгутиками по контуру.
«Аппликация Складываем оригами
к 23
кораблик, оригами
февраля»/4
самолет. Затем собираем
все в единую
аппликацию: в небесамолеты, в морекорабли.
«Весенняя
Коллективная работа.
полянка»/3
Аппликация. На большом
листе бумаги
приклеиваем различные
макароны-получаем
различные образы
(солнышко, цветы,
бабочки). Затем можно по
желанию раскрасить фон.
«Веточка
Аппликация. Заполнение
мимозы для рисунка бумажными
мамы»/2
шариками при помощи
клея по заготовленному
рисунку.

Заготовки
изображений
автомобиля,
пластилин, клеенка,
салфетки для рук.
Бумага для оригами,
для аппликации,
схема оригами,
цветные карандаши,
клей ПВА, кисточки,
клеенка, салфетки для
рук.
Большой лист бумаги,
различные макароны,
карандаши, клей
ПВА, кисточки,
клеенка, салфетки для
рук.

Заготовки
изображений веточек
мимозы, салфетки
желтые и зеленые,
клей ПВА, кисточки,
клеенка, салфетки для
рук.
«Подснежни Коллективная работа.
Бумага белая, черная,
ки»/2
Аппликация с элементами голубая, зеленая, лист
оригами. На большом
для аппликации,
листе бумаги
ножницы, схема
приклеиваем
оригами, клей ПВА,
подснежники оригами,
кисточки, клеенка,
сделанные детьми,
салфетки для рук.
дополняем аппликацию
по замыслу детей.
«Весна
Коллективная работа. На Заготовка рисунка,
шагает к
заготовленный рисунок
окрашенная манка,
нам»/2
наносим клей и
клей ПВА, кисточки,
присыпаем окрашенной
клеенка, салфетки для
манкой.
рук.
«Рыбки в
Оригами. Коллективная
Заготовленный
аквариуме»/1 работа. На заготовленный рисунок аквариума,
12

рисунок приклеиваем,
изготовленные детьми
рыбки оригами.

Апрель

«Весна»/2

Коллективная работа. На
заготовленный рисунок
выкладывается цветная
бумага методом мозаики
при помощи клея.

«Космос»/3

Техника гратаж. На лист
бумаги наносятся
акварельные краски
разных цветов. После
высыхания поверхность
натирается воском и
покрывается черной
гуашью. После
высыхания деревянными
шпажками
выскабливается желаемый
рисунок.
Кляксография. На бумагу
кистью наносится краска,
затем через трубочку
выдувается воздух на эту
краску в разных
направлениях и
получается веточка.
После высыхания на
веточку наклеиваются
бумажные шарики,
изображающие цветы.
Оригами. Складывание
мухи по схеме из цветной
бумаги.
Аппликация. Обводим
трафареты цветов и
заполняем их клочками
цветных салфеток при
помощи клея.

«Цветущая
ветка»/2

«Муха»/1
«Поляна с
цветами»/1

«Цветок»/1

Оригами. Складываем по
схеме цветы из цветной

схема оригами, клей
ПВА, кисточки,
клеенка, салфетки для
рук.
Заготовленный
рисунок, цветная
бумага или салфетки,
клей ПВА, кисточки,
клеенка, салфетки для
рук.
Листы бумаги,
акварель, Баночки с
водой, восковые
свечи, черная гуашь,
деревянные шпажки,
кисточки, клеенка,
салфетки для рук.

Листы бумаги, краски,
кисти, баночки с
водой, пластиковые
трубочки
(соломинки), цветные
салфетки, клей ПВА,
кисточки, клеенка,
салфетки для рук.

Цветная бумага, схема
оригами мухи.
Листы бумаги,
трафареты цветов,
карандаши, цветные
салфетки, клей ПВА,
кисточки, клеенка,
салфетки для рук.
Цветная бумага, схема
оригами цветок.
13

Май

«Праздничн
ый салют»/1

бумаги.
Аппликация. Вырезание и
приклеивание полосок из
цветной бумаги в виде
салюта.

«Бабочка»/2

Аппликация. На
заготовленное
изображение бабочки
наносится клей и
заполняется бумажными
шариками, сделанными
детьми.
«Солнышко» Пририсовываем
/1
солнышко цветными
карандашами к раннее
изготовленным детьми
аппликациям «бабочка».
«Носит
Рисование, техника
одуванчик
фротаж. Прорисовываем
желтый
мелками одуванчики по
сарафанчик»/ заготовке, дополняем
1
рисунок желтыми
салфетками (это
одуванчики) при помощи
клея.
«Лягушки на Коллективная работа.
пруду»/1
Оригами+аппликация.
Изготавливаем лягушек
по схеме и приклеиваем
изк заготовленному
изображению пруда.
«Летний
Коллективная работа.
пейзаж»/2
Аппликация. Заполняем
заготовленный заранее
рисунок обрывками
цветной бумаги (мозаика),
при помощи клея.

Листы для
аппликации, цветная
бумага, ножницы,
клей ПВА, кисточки,
клеенка, салфетки для
рук.
Заготовки
изображений бабочки,
цветные салфетки,
клей ПВА, кисточки,
клеенка, салфетки для
рук.
Аппликации детей,
цветные карандаши.

Заготовка
одуванчиков для
прорисовывания,
восковые мелки,
салфетки желтого
цвета, клей ПВА,
кисточки, клеенка,
салфетки для рук.
Заготовленное
изображение пруда,
цветная бумага, схема
лягушки, клей ПВА,
кисточки, клеенка,
салфетки для рук.
Заготовка рисунка,
цветная бумага, клей
ПВА, кисточки,
клеенка, салфетки для
рук.

Прогнозируемые результаты.
линии в нужных направлениях, не вращая при этом бумаги;
14

примазывания одной части к другой);
форме круга, овала;
соединять детали с помощью клея, пластилина;

следовательность

у);
выполнения

действий;
после ее завершения;
выполненного задания.
Литература
1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей» М.: Соц.полит, журн., 1994.
2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до
семи» м.: просвещение, 1992.
3. Дарвиш О.Б. «возрастная психология» ВЛАДОС-ПРЕСС 2003г
4. Новикова Л.В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»
http://dohcolonoc.ru
5. Фомина Л.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
Гном Год:2005
6. Кольцова М.М «Развитие моторики» М.,1973
7. Елена Данилова «Пальчиковые игры» "РОСМЭН-ПРЕСС", Москва,
2006.
8. Справочник старшего воспитателя. Журнал для работников ДОУ,
архив номеров с 2010-2014 г.
9. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г.
10. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г.
11. Дубровина И.В. «Готовность к школе, развивающие программы» М.
1995
12. Данилова Е.Е. «Психология» М.: Академия, 2003
13. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой
моторики руки ребёнка» http://nsportal.ru 17.06.2013
14. Выгодский Л.С. «Лабиринт», М. , 1999

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».