Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад №24 разработана в соответствии
с требованиями ФГОС ДО и ФАОП ДО, «Санитарноэпидемиологическими требованиями
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»).
Программа предназначена для работы с детьми от 5 до 8 лет с тяжелым нарушением
речи, реализуется в группе компенсирующей направленности и обеспечивает развитие
детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Тяжелое нарушение
речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые
расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и
сохранном интеллекте.
Дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексикограмматического и фонетико-фонематического
недоразвития. Отмечаются ошибочные употребления предложений сложных конструкций.
Лексика включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление
лексических значений слов. Дети образуют существительные и прилагательные с
уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности
при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются
множественные аграмматизмы. Дошкольники могут неправильно употреблять предлоги,
допускать ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными,
испытывают затруднения в образовании и употреблении притяжательных
прилагательных. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем
замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в
искажении, замене или смешении звуков. Понимание речи приближается к норме.
Наблюдается неспособность некоторых детей удерживать в памяти фонематический образ
слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая
дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося
процесса фонемо-образования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов
(единичности,
эмоционально-оттеночных,
уменьшительно-ласкательных,
увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, дети
испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих
языковых средств, что обуславливает своеобразие их связной речи. Особую трудность для
этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи по сравнению с нормативно говорящими детьми имеют
особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической
активности, эмоционально-волевой сферы. Им свойственна пассивность, сензитивность,
зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению.
При построении обязательной части Программы используется ФОП ДО.
Коррекционная часть Программы составлена с учетом ФАОП ДО. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений представлена Региональной образовательной
программой «Все про то, как мы живем», разработанной с учетом специфики
региональных особенностей Краснодарского края.
При построении части Программы, формируемой участниками образовательных
отношений учитываются национально-культурные, демографические и климатические
особенности региона, образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их
семей и педагогов и используются парциальные и авторские программы. «Художественно
-эстетическое развитие» «Ладушки» Парциальная программа по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста И.Каплунова, И.Новоскольцева. (рекомендована
Комитетом по образованию г.Санкт-Петербурга, 2021).
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников важнейшим
условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие
конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых
условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и
развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнoпедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права
родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу ДОО. В тесном общении
обе стороны узнают, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен
информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между
родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого,
доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и
воспитания детей. Особенно важен контакт между педагогом и семьей в случае наличия у
ребенка отклонений в поведении или каких-либо проблем в развитии. Диалог позволяет
совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и
искать подходящие возможности их решения. В диалоге проходит консультирование
родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и
воспитании, согласование мер, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и
семьи. Педагоги поддерживают семью в деле развития ребенка и при необходимости
привлекают других специалистов и службы (консультации педагога-психолога,
учителялогопеда, дефектолога и др.). Уважение, сопереживание и искренность являются
важными позициями, способствующими позитивному общению. Учитель-логопед и
воспитатель группы тесно сотрудничают с семьями воспитанников, опираясь на
принципы взаимодействия:
- принцип содействия и сотрудничества
- принцип деятельности
- принцип эмоционального благополучия
- принцип «Право на ошибку»
- принцип личного примера.