Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"
10.01.2023
Одной
из актуальных проблем современной педагогики является проблема развития
творческих качеств ребенка а именно творческих муз. способностей. Их
формирование возможно лишь в тесном сотрудничестве педагогов образовательного
учреждения. Помочь детям почувствовать силу и красоту воздействия музыки – задача
которую можно решить не только в условиях музыкального занятия. Необходимы развивающие занятия и соответствующие условия
в повседневной жизни ребенка в детском саду. Организация, которых под силу
только воспитателю группы, при необходимости с помощью музыкального
руководителя. В основном, работа воспитателя в музыкальном развитии детей
направлена на закрепление навыков и умений, полученных на занятиях. Это может
быть использование как новых, так и прослушанных музыкальных произведений при
чтении художественной литературы, при беседах о временах года, при проведении
занятий по развитию речи.
Особенно
ценно, когда музыка, используется на занятиях связанных с искусством, а именно
занятия по изодеятельности и художественному слову, сюжетно – ролевые игры
таких как «Концерт», «Музыкальная школа», постановки сказок, игры драматургии.
Таким
образом интерес к музыкальной деятельности постоянно поддерживается. Самое
важное в том, чтобы дети видели заинтересованность самого воспитателя. В том
или ином виде музыкальной деятельности.
Следует
начать с подготовки к музыкальному занятию. Необходимо чтобы воспитатель
сформировал эмоционально – положительную установку к занятию музыкой перед его
началом.
Воспитатели
должны знать музыкальный репертуар, который будет использоваться на музыкальном
занятии, предварительно побеседовав с музыкальным руководителем. Воспитатель
должен обладать следующими умениями, согласно педагогическим требованиям:
-
эмоционален при исполнении песен, с четкой артикуляцией, правильным певческим
дыханием;
-
при музыкальных ритмических движениях, танцах, играх воспитатель также должен
быть эмоционален, следить за качеством движения и проявлением творчества в
передаче образа;
-
проявлять активную помощь при перестроениях играх, драматизациях, музицировании
детей.
Так
воспитатель не только поддерживает интерес к музыкальной деятельности, но и
активизирует творческие проявления детей а их ребенок может проявлять в
основном в самостоятельной деятельности. Поэтому очень важно предоставить детям
необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли восполнить свои замыслы.
Ребенку могут понадобиться музыкальные инструменты, игрушки – самоделки, а
главное слушатель – воспитатель. Иначе желание ребенка, творческий всплеск
может угаснуть.
Воспитателю
важно помнить, что если он сам полюбит музыку она станет его главным помощником
в работе, невидимым психологом, формирующим эстетические, нравственные,
творческие качества личности ребенка.
А
теперь я озвучу задачи, которые может помочь решить воспитатель по муз развитию
детей. а также формы их решения.
1.
Исправление, закрепление навыков и умений получаемых на занятиях. (Это
закреплние текста песен, движений танца, хороводных, речевых игр.)
2.
Расширение муз. представлений, кругозора детей.
Это
как прослушивание аудио записей, использованных на муз. занятиях, так и по
выбору самого воспитателя. В помощь я предлагаю материалы программы «муз
шедевры» с циклом бесед о характере музыки и аудио записями. Ее темы: «Муз
жанры»(марш, песня, танец) ; «Настроение в музыке», «Природа и музыка», »
Животные в музыке» и «Сказка в музыке».
Очень
интересны детям беседы на тему «Звуки окружающего мира». Воспитатели могут
использовать игры со звуком, прослушивание звуков деревянных, метеллических,
стеклянных, шуршащих, поэксперементировать с этими звуками. Поиграть в дид.
игры по типу игры: «Шумовые и муз. звуки».
Шум
машины во дворе,
Лай
собаки в конуре, топот, стук и плеск воды,
Звуки
шумовые слышишь ты.
Но
ведь есть еще другие:
Угадайте
какакие?
Музыкальные
звуки – пение, звучание муз. инструментов.
Поиграем
в игру «Узнай звук по слуху»
Интересный
материал по этой теме дает пособие «Звуки окружающего мира» под ред.
Тютюнниковой, который я предлагаю использовать воспитателям.
Следующая
задача это…
3.
Развитие муз. способностей детей. В работе над этой задачей особое место
занимают дид. игры:
Игры
на развитие звуковысотного слуха. Они необходимы в работе с детьми уже с
младшей группы. Такие как «три поросенка», «Мама и детки», «кошка и котята».
На
окне сидела кошка
И
мяукала немножко
А
котенок услыхал
Затем
дети слушают и пропевают звукоподражания либо показывают соответствующую
картинку. Вариантов таких игр очень много. В старшем возрасте дети уже
самостоятельно могут озвучит высокие и низкие звуки на металлофоне. Это такие
задания как: «покажи как звенит колокольчик висящий на самой высокой ветке
елочки, а теперь на нижней»
Кроме
дид. игр задачу по развитию звуковысотного слуха помогают решить речевые игры,
такие как «Звуки весеннего леса», «Жители нашего двора»(звукоподражания голосов
животных и птиц) и другие.
Дидактические
игры на развитие темброго слуха. Это такие как «Угадай на чем играю», «Муз.
домик», «Эхо».
Мишка
с зайкой прибегали
Нам
загадку загадали
Кто
играет здесь узнай
Нам
скорее отвечай.
Это
может быть звучание муз. инструментов, муз. и шумовые звуки, которые дети
узнают по слуху.
Игры
на развитие чувства ритма
Это
такие игры как «Определи по ритму», » Эхо», «Долгие и короткие звуки» здесь вы
можете предложить детям прохлопать или простучать ритм вами заданный, либо по
схеме.
Ритм.
игры с воспитателями.
Целый
день тук да тук
Раздается
звонкий стук.
Молоточки
стучат
Строим
домик для зайчат. (а стучат они вот так_-«ритм»_)
Игры
на развитие диатонического слуха
Это
следующие игры «Громко-тихо запоем», «Тихие и громкие звоночки», «От пальчика
до ладошки», «Гномики и воликаны», «Дирижер» и др.
Игра
«К нам гости пришли».
Дети,
выбрав вед. «Гостя», приглашают его песенкой. Ведущий то удаляется от детей то
приближается, а дети соответственно поют то тише, то громче. Очень важно не
допускать крика и напряжения голоса детей.
Игра
с воспитателями
Следующие
игры на развитие восприятия и усвоения содержания, характера, настроения
произведений: «Угадай кто идет», «Песня, танец, марш. », »Узнай произведение»,
«Выбери схему произведения», «Выбери линию рисующую характер пьесы»и. т.д .
Игра
«Линии»
И
наконец это игры на развитие творчества в пении и танце: игра «Пропой свое
имя», «Придумай мелодию стихотворению»(это могут быть знакомые детям стихи
«Наша Таня громко плачет», «Я люблю свою лошадку» и др., «Спой колыбельную
кукле».
Для
активизации танцевально- игрового творчества необходимо включать инсценирование
песен, стихов, хороводов, придумывание танц. движений. Это могут быть танц.
импровизации по типу такой, как «Паучки и бабочки», «Танец цветов», «Танец с
платком» и др.
Танц.
импровизация с воспитателями.
Эти
и другие игры очень порадуют ваших детей, разнообразят игровую деятельность, а
главное дадут позитивные результаты в развитии муз. и творческих способностей
детей. Желаю успеха!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.01.2023
Дата обновления: 10.01.2023
Дата публикации: 10.01.2023