Развитие у детей самостоятельности и познавательной активности в процессе социально-коммуникативного развития
12.12.2022
Одной
из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема
формирования у детей самостоятельности и инициативности. Что же такое
инициатива? Инициатива трактуется как качество личности, характеризующееся
способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям. В ФГОС ДО
указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является
поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для
создания социальной ситуации развития детей. Что это значит - инициативный
ребенок дошкольного возраста? Такое качество, как инициативность, проявляется
тогда, когда ребенок самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности,
ставит и решает игровые проблемные ситуации.
В ФГОС
ДОтакже отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми
различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников.
Детская инициатива является важнейшим показателем детского развития, это
способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие
коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации
со сверстниками, развитие умения детей работать в группе сверстников.
Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов
самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по
желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей,
самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается
способностью к принятию собственных решений. У инициативного ребенка ярко
проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность,
пытливость ума.
Можно
выделить четыре сферы инициативы:
-коммуникативная
инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где
развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
-творческая
инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность
ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
-инициатива
как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной
деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по
преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность,
планирующая функция речи);
-познавательная
инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую
познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности
устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые
отношения).
Направления
и способы поддержки детской инициативы:
-уважение
индивидуальных вкусов и привычек детей;
выбор
оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями
ребенка так, чтобы он справился с заданием);
-поощрение
(в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание
(правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
-обеспечение
благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога
от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
-положительная
оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
-проявление
внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
-косвенная
(недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);
-личностный
пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к
собеседнику, настроение и т. д.);
-отсутствие
запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);
-предложение
альтернативы (другого способа, варианта действия);
-создание
и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование,
материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым
обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
-обеспечение
(выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой;
сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины,
аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
-приветствование
даже самых минимальных успехов детей;
-предоставление
детям возможности активно задавать вопросы.
-не
критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
-формирование
у детей привычки самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать
свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими
помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения
самостоятельности;
-поддержание
интереса ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные
моменты;
-установление
простых и понятных детям норм жизни группы, четкое исполнение правил поведения
всеми детьми;
-проводить
все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации
спешки и поторапливания детей;
-обращаться
к детям с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить добиваться таких же результатов сверстников;
-поощрять
занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью,
выражать одобрение любому результату труда ребенка.
-создание
в группе положительного психологического микроклимата, в равной мере проявляя
любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку
и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
-поощрение
желания создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на
полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит
кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
-привлечение
детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу,
обсуждение совместных проектов.
Организуя
свою образовательную работу в этом направлении, необходимо придерживаться
следующих принципов:
1.Вариативности –
предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через
осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.
2.Деятельности
– стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности
с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.
3.Креативности
– создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий
потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.
Чтобы
дети верили в свои силы, самостоятельно развивались и экспериментировали,
педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике я применяю
различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная
исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования,
интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы,
ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная деятельность
взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная
деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы, как алгоритмы,
моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.
Продуктивные
виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация).В процессе
продуктивной деятельности у детей формируются такие качества личности, как умственная
активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, умение проявлять
самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе
изобразительных материалов, использовании разнообразных средств художественной
выразительности. которые являются основными компонентами творческой
деятельности. Помогаю ребенку «оформить» его работу в конечный продукт,
например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты,
создать альбом достижений и т.д. Для развития детской самостоятельной
изобразительной деятельности мною собрана тематическая подборка схем для
рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала,
схемы мозаик и головоломок.
Самостоятельная
деятельность детей.Воспитатель создает для детей разнообразную
предметно – пространственную развивающую среду в группе, которая должна
обеспечивать каждому ребенку познавательную активность, должна соответствовать
разнообразным интересам детей и иметь развивающий характер. Также детям
предоставляется возможность действовать индивидуально или вместе со
сверстниками.
Утренний
круг. Эта часть ежедневного распорядка, которая проводится в
определенное время, в специально оборудованном месте, где дети самостоятельно
планируют и осуществляют выбор деятельности на основе собственных интересов и
потребностей в различных центрах.
Трудовая
деятельность. В своей практике я создаю такие условия для трудовой
деятельности, где старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют
друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к
оценке своего труда.
Метод
«проектов».В своей работе со старшими дошкольниками я использую
технологию проектной деятельности, которая, по-моему, также актуальна для
развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать
выбор. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов”
способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей
друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение
сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
Ритуал
планирования самостоятельной деятельности. Во время этого ритуала дети
садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели
заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и
проговаривают, чем они будут заниматься.
Проблемное
обучение.При проблемном обучении ребенок систематически включается в
поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное
затруднение, где у него происходит формирование подвижности и вариативности
мышления, активизация мыслительной деятельности.
Во
время проведения таких форм работы с детьми необходимо создавать условия, чтобы
дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие,
самостоятельно включались в игровые ситуации и инициировали их, творчески
развивая игровой сюжет, используя знания, полученные из разных источников. Надо
тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять,
не давать готовые инструкции, а оказывать недирективную помощь в
самостоятельной игре детей, стимулировать их активность в разных видах
деятельности.
ФГОС
ДО отмечает, что воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно
решить без плодотворного контакта с семьей. Поэтому я тесно организую свою
работу с родителями воспитанников: строится она на основе сотрудничества.
Организуемая работа с семьей позволяет вовлечь родителей в образовательный
процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно),
нацеливает родителей на необходимость поддержания в ребенке самостоятельности,
инициативности, любознательности.
Детская
инициатива выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и
исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
В
результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети
становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень
самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной,
дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные
средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети
умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия,
формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных
ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и
совместной деятельности, достигая положительного результата.
Исходя
из выше сказанного, можно признать, что самостоятельность, инициативность
ребёнка необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.12.2022
Дата обновления: 19.12.2022
Дата публикации: 12.12.2022