Доклад "Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС."

14.12.2022

Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС.

 

(подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №24 «Звёздочка»

Руденко Елена Викторовна)

Слайд 1.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей, - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды. С позиций Стандарта  развивающая образовательная среда дошкольной организации – это предметно-пространственная среда как часть образовательной среды и ключевой фактор перехода на ФГОС ДО.  Само понятие  РППС определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Слайд2.

ФГОС дошкольного образования – это Стандарт условий, а не Стандарт результатов, который  призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Сегодня воспитание и  образование в ДОУ рассматривается,  как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.  На смену  пришла более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы,  нацеленная на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.

Слайд3.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. И при создании, а в последствии и совершенствовании развивающего пространства в групповом помещении мы учитывали ведущую роль игровой деятельности.Именно поэтому у нас  повышенный интерес к обновлению и совершенствованию РППС.

Согласно п.3.3.4. ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Давайте по порядку.

Как бы ни банально это прозвучало, детский сад-это не просто «среда» для ребёнка, это его второй дом, который даёт возможность каждому дошкольнику ощутить и увидеть  себя в « своём» пространстве, проявить активность, инициативу, понять собственную значимость. И, если бы стены, мебель, игрушки этого дома могли говорить, то ребёнок слышал бы следующее:

-Ты здесь очень важен! Твой труд ценен! (посмотри, там висит твой рисунок, он подписан твоим именем, поэтому мы будем его беречь).

-Мы гордимся твоими достижениями! (мы никогда не скажем «выбрось этот мусор», когда ты принесёшь то, что нашёл на улице).

-Здесь много интересного для тебя!(оглянись, тебя ждут новые понятные эксперименты и открытия.

-Тебе понравится. Ты точно со всем справишься!

-Не тревожься.Тебе будет понятен твой день! (смотри, сейчас мы узнаем что-то новое, потом поиграем на улице, пообедаем, а через 2-3 дела за тобой придёт  мама) Ну и так далее…

Вернёмся к ФГОС.

Слайд 4.

Согласно Стандарта, РППС должна быть содержательно-насыщенной.

В документе прописано:

-насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы,

бразовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Что сделано нами:

-изучена образовательная программа детского сада, в которой приведён примерный перечень наполнения центров в групповых помещениях и на участке,

-игровые центры наполнены теми материалами, которые даны в перечне. По мере возможности и необходимости уголки пополняются, в зависимости от тематики образовательного периода. Но мы отслеживаем и тот момент, что дети развиваются по-разному, в связи с чем в группе имеют место быть игровые материалы как для детей 6-7 лет, так и немного младше, или чуть старше (книжки для чтения по слогам, прописи, лото с буквами).

Благодаря чемуобразовательное пространство и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения,двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Далее. Трансформируемость пространства.

Читаем в документе: трансформируемостьпредполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Что сделали мы.

Изготовили настольную переносную ширму (благодаря помощи родителей), внесли всевозможные отрезы ткани, платки, материалы для фиксации (прищепки, магнитные крепежи), позволяющие детям самостоятельно трансформировать пространство игрового помещения.Хочу такой сайт

     Следующий принцип:полифункциональностьматериалов.

Стандарт гласит:

- полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей,  ширм и т.д.;

-наличие в Организации или Группе полифункциональных (т.е.не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Что мы имеем на практике.

Если рассматривать полифункциональность в двух направлениях, то это мебель и материалы. Возьмём, к примеру, стул. С одной стороны он не является полифункциональным, т.к. у него есть чётко обозначенная  функция-на нём сидят. Но, исходя из наблюдений за детьми, с этим уже можно поспорить. Дети строят из них диваны, кровати, домики. То же самое дело обстоит и со столами: домики, кушетка для осмотра пациента ( кукла, игрушка-животное) в игре «Больница». Что же касается материалов: рулоны обоев, картонные коробочки разных размеров, крышечки, камешки и прочее.. Это самый что ни на есть полифункциональный материал. Но есть небольшой нюанс: хранение. Планируем всё собранное определить в большой короб, найти подходящее место, хотя в нашей модульной пристройке, где игровая и спальная – это одно и то же помещение, будет крайне трудно. Дети предложили найти место рядом с экспериментальным уголком, где собранный материал будет быстро уходить на создание поделок, игрушек для игр, а не лежать мёртвым грузом в ожидании проверяющих. Ведь умение самостоятельно создать необходимую игрушку- это умение создать орудие своей деятельности, это умение организовать свою собственную деятельность в соответствии со своими потребностями. Самостоятельное изготовление ребёнком необходимых игрушек полностью разрешает противоречие между широтой игровых интересов и стремлением к реалистичной игрушке. Одновременно подобно предмету- заместителю, игрушка-самоделка позволяет строить игру, отталкиваясь не от наличной среды, а от замысла, т.е. от задач и потребностей, от образа мира самого ребёнка.

      Идём дальше. Вариативность среды предполагает:

- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Что создано у нас в группе. Такие пространства у нас в группе имеют место быть, но есть одно но: не всегда удаётся реализовать принцип вариативности по причине отсутствия доступа детей к этим центрам по их желанию. Почему? В силу того, что в детском саду установлен режим дня, не предполагающий достаточного количества времени, отведённого под самостоятельную или совместную деятельность со взрослым.

У всех в голове сейчас два вопроса: что считать самостоятельной или совместной деятельностью, и что считать достаточным количеством времени?

Достаточное количество времени- понятие конечно размытое. И точного регламента нигде нет. Но, следуя советам разработчиков книги «Говорящий дом» Илюхиной, достаточно будет минимум одного непрерывного часа в день, как в первой, так и во второй половине дня. Ведь согласно ФГОС и требованиям СанПиН, образовательная деятельность может осуществляться в разных формах, как организованно, так и в совместной и/или самостоятельной деятельности. Как все мы помним- самостоятельная деятельность детей- это когда взрослый не принимает участия в организации детских активностей, т.е. не предлагает куда-то пойти и чем-то заняться, но при этом он может участвовать в качестве партнёра (не инициатора!), и тогда эту деятельность уже можно назвать совместной.

Главное помнить, что самостоятельная деятельность детей- это не баловство и не пустая трата времени, а полноценное их развитие, порой даже эффективнее, чем на занятии! Мы уже начали практиковать «достаточное количество времени», где самое интересное происходит тогда, когда дети начинают играть в игру: подбирать материал, оборудование, партнёров, нам воспитателям порой предлагают роли в своих играх.

       Теперь о сменяемости игрового материала-это второе ключевое понятие вариативности. Самая частая проблема- нехватка средств на закупку сменного материала, а так же- его даже негде хранить. Поэтому на сегодняшний день сменным материалом пока остаётся лишь бумага, которую  в некоторых случаях для более длительного использования можно заламинировать  (карточки-картотеки с графическим изображением, раздаточный материал и прочее).

Доступность среды. Смотрим в документе:

-доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

-свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

-исправность и сохранность материалов и оборудования.

Что нового для реализации этого принципа. Ну, с дверцами шкафчиков ещё никак не решимся, не снимаем, хотя по сути они препятствуют доступности. Ведь всё, что находится на расстоянии 1,5м. от пола- это для детей, выше- для взрослых. Стандарт рекомендует даже демонтировать мебель, делая из верхних полок элементы для зонирования игрового пространства группы. Часто можно слышать: «Играем с игрушками глазками». Это ситуация, когда игрушки есть, но играть с ними нельзя. Они хранятся для проверки, для специальных занятий, до лучших времён или пока рак на горе свистнет. Считаю, что дети должны играть со всеми игрушками, находящимися в группе. А то, с чем  по каким-либо причинам играть нельзя, хранить там, где дети не видят. Да, игрушки имеют свойство ломаться, изнашиваться от регулярного использования, но это их предназначение! Думаю, что увеличить срок службы любой игрушки поможет правильная её презентация. То есть, если детям показать, объяснить, как можно с ней играть (именно можно, а не как правильно), какие манипуляции проводить, даже разрешить по-своему  применять, но с учётом её сохранности, то поверьте, дети начинают бережно и с удовольствием играть. Ещё мы предложили детям отобрать игрушки, которые им уже не интересны, не по возрасту и унесли их из группы, тем самым немного разгрузив пространство. Некоторые вернулись на полочки, т.к. каждый отбирал исходя из своих интересов, да и отличия возрастного развития сыграли свою роль( об этом говорили чуть выше).

         Ну и снова- регламентация процессов. Детям просто некогда воспользоваться всеми возможностями группы, мы их всё время на что-то организуем, не предоставляя достаточно свободного времени. Об этом я уже говорила.

И ещё немаловажный принцип -Безопасность РППС, который предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Без глубоких комментариев, так как здесь во всём своём величии звучит волшебное слово СанПиН. Как говорится, кто его боится, тот его не читал. А всего-то: прочесть, сделать пометки относительно своей работы и работать спокойно, просто соблюдая пункты.

Слайд5.

        И что хочется сказать в завершение. При создании и совершенствовании РППС мы старались избавиться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами, создавали для детей предметные пространства, отвечающие масштабам действий их рук (масштаб «глаз-рука»).

        В соответствии с воспитательной функцией при построении и пополнении РППС ориентируемся на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, предложить помощь или пройти мимо проблемы. Ведь среда является центром , где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения и бережного отношения. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода ко всему, что имеется в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

       Считаю, что развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска иных инновационных подходов, а так же развитие интереса родителей и мотивирование стремления к взаимодействию.

Слайд6.

Просмотров всего: , сегодня:

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТ Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды. .docx (скачать)

Дата создания: 19.12.2022

Дата обновления: 19.12.2022

Дата публикации: 14.12.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».