Доклад на тему "Развитие у детей самостоятельности и инициативы в социально-коммуникативном развитии".

12.12.2022

Доклад на тему:

«Развитие у детей самостоятельности и инициативы в социально-коммуникативном развитии»

 Пояснительная записка.

   В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

   В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 

   Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. 

   Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

          - поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.). 

   На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики, возможности детей:

 - проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- способность к волевым усилиям;

- попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 - способность к принятию собственных решений. 

   Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых.    

   Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей. 

   Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

   Следовательно, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

   Мастер-класс сопровождается показом слайдов компьютерной презентации, также участники собрания выполняют определенные задания на освоение навыков формирования у детей самостоятельности и инициативности.

Актуальность.

   В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 

   На этапе завершения ступени дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики, возможности детей:

- проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- способность к волевым усилиям;

- попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способность к принятию собственных решений. 

Определение понятий: самостоятельности, инициативности и активности.

   Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество. В старшем дошкольном возрасте, она связана с воспитанием у детей способности, управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата деятельности. Она предполагает умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими знаниями, научить тому, что умеешь сам).

Инициативность (я хочу и знаю, как я это буду делать)- частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. 

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. 

Характерные черты развитой самостоятельности и инициативности.

Характерные черты развитой самостоятельности:

- умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

- умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

- сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

- умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

- умение переносить известные способы действия в новые условия.

Характерные черты развитой инициативности:

- активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии); активно использует предметы-заместители; многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие с незначительными изменениями.

- имеет первоначальный замысел; активно ищет или изменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

- имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет.

   Инициативное поведение дошкольника проявляется прежде всего в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их.

Ошибки и поддержка взрослых в воспитании самостоятельности и инициативности детей.

Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: 

- излишняя регламентация деятельности;

- постоянный контроль и опека;

- преобладание прямых приемов руководства действиями детей;

- обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. 

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста  будет осуществляться наиболее успешно, если: 

- взрослый активно побуждает детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе, выделять ее цель, результат.

-установлены родительские отношения к формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;Хочу такой сайт

-определены критерии и уровни сформированности самостоятельности старших дошкольников, учитывающие его специфику;

- реализуются педагогические условия: использование разработанной программы формирования самостоятельности старших дошкольников;

-   личности. 

Отставание в развитии инициативности у дошкольников во многом является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок воспитания: 

- Инициативность ребенка может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что препятствует развитию любознательности, инициативности и произвольности. Ребенок начинает ощущать собственную никчемность, ему не хватает решимости постоять за себя, он становится зависим от родителей и сверстников, что в дальнейшем может привести к глубинным личностным изменениям.

- Конфликт между инициативностью и чувством вины. Ребенок проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. 

Развитие самостоятельности и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

В настоящее время виды детской деятельности обозначают:

- Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);

- Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

- Двигательная (овладение основными движениями);

- Изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

- Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

- Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

- Восприятие художественной литературы и фольклора;

- Конструирование (из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал).

   Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. 

   

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновре¬менным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вари¬антов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудно¬стях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.

Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетент¬ность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его резуль¬татами.

Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой дея¬тельности детей.

При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.

Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Способы поддержки детской инициативы:

- сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств;

- игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий,  направленных на достижение цели;

- совместное (дети и родители) сюжетосложение с элементами режиссуры;

- коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания предметов);

- организация среды, задающей структуру партнерских действий и взрослых  детей;

- проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.

Данные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при включении в наполненную  совместную жизнь детей и взрослых.

Список литературы

1.Алиева,Т. Детская инициатива-основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т.Алиева, Г.Урадовских // Дошкольное воспитание. – 2015. –№9. – С. 113-119.

2. Веракса, Н. Е От рождения до школы.  Примерная общеобразо-вательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой.– М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

3.Головин, С.Ю Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин.– Минск.:Харвест, 2001. – 226 с.

4.  Комарова, О.А. О создании предметно-игровой среды в современном ДОУ [Текст] / О.А.Комарова// Управление ДОУ. – 2007. – №4.

5. Короткова, Н.А Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах[Текст] / Н.А. Короткова, П.Г.Нежнов– М.: Линка-Пресс, 2003.

6.  Комарова, О.А. О создании предметно-игровой среды в современном ДОУ [Текст] / О.А.Комарова// Управление ДОУ. – 2007. – №4.

7.Карабанова, О.А. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А Карабанова, Э.Ф Алиева, О.РРадионова, П.Д Рабинович, Е.М. Марич.– М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

8.Парамонова, Л.А. Истоки: Примерная основная общеобразовательная

программа дошкольного образования [Текст] / Л.А.  Парамоновой – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.

9. Степашов, Н.С. Творческая инициатива в системе обучения[Текст] /Н.С. Степашов.–М.: Знание, 1990. – 41с.

10. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Текст].– М.: Центр педагогического образования, 2014.–23 с.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.12.2022

Дата обновления: 02.02.2023

Дата публикации: 12.12.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».