Статья «Создание игрового пространства в формировании основ экологической культуры старших дошкольников»
25.11.2022
Статья
«Создание игрового пространства в формировании основ экологической культуры
старших дошкольников»
Выполнила воспитатель
Крупская Елена Викторовна
Огромная роль в развитии и
воспитании ребенка принадлежит игре, как
важнейшему виду деятельности. Игра является эффективным средством
формирования личности дошкольника, его морально−волевых качеств, в игре
реализуются потребность воздействия на окружающих. Она вызывает существенное
изменение в его психике. Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой
деятельности, игра выполняет ряд важных
функций в развитии личности человека.
Игра, как самостоятельная детская
деятельность формируется в ходе обучения и воспитания ребёнка, она способствует освоению ими опыта
человеческой деятельностью. Игра, как форма организации детской жизни важна
тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игровая деятельность ребенка всегда
есть обобщенная, потому что мотивом есть не отражение, какого−то конкретного
явления, а самого действия как личного отношения. Но все же главная функция игры − развивающая:
она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и
эмоциональному благополучию ребенка.
В игре ребёнок совершает первые
открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его фантазия,
воображение, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной,
пытливой личности. Игра среди всех других видов деятельности в дошкольном
детстве имеет первостепенное значение. Воспитание
экологической культуры детей дошкольного возраста.
Играя,
ребёнок обучается, а значит, развивается. Детские игры − главное средство
разностороннего воспитания ребёнка, игра помогает воспитать основные качества
личности в целом.
Игры необходимо подбирать с учётом
закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые
решаются на данном возрастном этапе.
- Игра должна
давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические
знания и стимулировать к усвоению новых знаний.
- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в
процессе других видов деятельности.
- Игровые действия
должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только
задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач
воспитания и развития ребёнка.
- Для того
чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования
дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с
предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой
имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его
развитии. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается
эмоциональная отзывчивость; формируются умение и желание активно беречь и
защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и
качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий
для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости,
понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в
природе.
- Игры помогают
ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и
экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что
неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные
изменения как внутри самой системы, так и за её пределами. Особую роль в
экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства,
когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к
окружающему миру. Само по себе наличие экологических представлений не
гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого
необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер
целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки
зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических
представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к
растительному и животному миру.
Важнейшим показателем экологической
воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей
экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и
закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное
отношение к природе. При этом необходимо объяснять детям, что дикая природа
прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным
законам. Заботиться о природных объектах следует скорее в измененной людьми
среде: в парках, а в условиях
дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, дети могут
помогать растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков,
участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье
благополучие зависит от действий людей.
Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет
усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как
ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и
правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и
наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования
сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и
поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил
поведения.
Однако надо иметь в
виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и
содержанию. Вот ряд требований, в соответствии с которыми может осуществляться
отбор игр для экологического образования дошкольников.
- Игры необходимо
подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического
образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
- Игра должна
давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические
знания и стимулировать к усвоению новых.
- Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в
процессе других видов деятельности.
- Игровые действия
должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
- Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только
задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач
воспитания и развития ребёнка.
- Для того
чтобы игра выступала эффективным средством экологического воспитания
дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с
предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой
имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его
развитии.
Для классификации экологических игр могут быть использованы различные
принципы:
- по
специфическим характеристикам;
- по тематическому распределению содержания;
- по форме организации и мере регламентации;
По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь,
делятся на подгруппы.
Творческие игры:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- строительные.
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные.
По тематическому распределению содержания существует
следующая классификация:
- игры на тему «Живая
природа»;
- игры на тему «Неживая
природа».
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами -
подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные,словесные и др.) Центральное звено таких игр - правила, они
являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают
ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро
реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание я уделяю дидактическим играм. По характеру используемого материала
дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами,
настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными
природными материалами (листьями,
семенами). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений
об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов.
К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные
кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту
реакции, связную речь.
Для повышения интереса ребят своей к
дидактической игре и природным объектам можно вводить элемент
соревнования или проблемной ситуации. Чтобы поддержать стремление дошкольников
отражать полученные в дидактических играх
экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой
деятельности, в группе в отдельных уголках можно разместить материал для
организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением
растений, животных, гербарии и т. п. ). Таким образом, удовлетворяется
возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее
представления.
При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на
формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.
Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в
их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания,
воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности
дошкольника.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе
использую не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие
виды игр.
Большую группу игр с правилами составляют подвижные и
подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба,
бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.
Итак, игра —
не только развлечение, но и метод, при помощи
которого дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра
применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
В дидактических
играх часто используются натуральные
предметы природы (овощи, фрукты,
цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и
животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с
естественным материалом природы или изображениями его являются основным
способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры
проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них
время.
Игры, применяемые на занятиях,
помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные
в процессе наблюдения в природе.
Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся
конкретных представлений могут помогать дидактические игры, в которых нужно
объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду;
подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки
с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных
материалов. В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и
приобретенные навыки. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они
воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.
Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные
выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость
и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.
Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.01.2023
Дата обновления: 13.01.2023
Дата публикации: 25.11.2022