Доклад музыкального руководителя Шестак М.Г. на педагогический совет по теме: «Нравственно-патриотическое воспитании дошкольников посредством музыкально-образовательной деятельности»»
04.01.2023
Слайд
«Музыка является
самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте,
человечности…
Чувство красоты
музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький
человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка. Его
творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без
игры и без сказки….»
В.А. Сухомлинский
Уважаемые коллеги, мы с вами знаем, что одной из задач
патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование
любви к своей родине. А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает
пауза после этого вопроса…
Сейчас я включу музыку, вам предлагаю закрыть глаза и представить тот
образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается спокойная
релаксационная музыка).
Прошу вас поделиться своими образами, ассоциациями от
слова Родина. (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).
Что же мы услышали сейчас? У каждого из вас возник
свой образ родины, у кого-то они похожи, у кого-то нет. Вот видите даже взрослому человеку нелегко
сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема
патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Воспитание чувства
патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким
людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в
становлении личности ребенка.
В нашем дошкольном учреждении
нравственно-патриотическое воспитание
является приоритетным направлением в воспитании детей.
Музыкальное искусство в дошкольной педагогике
является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка.
Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые
чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем
важная задача!
Понятие «нравственность»
включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические
нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Слайд
Под духовно-нравственным
воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению
человека, формированию у него:
·
нравственных чувств (совести, долга, веры,
ответственности, гражданственности, патриотизма);
·
нравственного облика (терпения,
милосердия, кротости);
·
нравственной позиции ( способности
различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к
преодолению жизненных испытаний);
·
нравственного поведения (готовности
служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания,
доброй воли).
Невозможно переоценить роль
музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Все виды музыкальной деятельности служат
средствами нравственно-патриотического развития.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое
отношение к тому уголку Родины, в
котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо
этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому,
бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных
занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не
замечая этого.
Музыка способна
воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его
нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей,
должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Суть нравственно-патриотического воспитания
состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной
природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами
родных и близких людей.
Слайд
Большие потенциальные
возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной
музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят
детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к
природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Произведения русского
музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с
дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.
Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем
возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных
певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень
эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными,
доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах. На
музыкальных занятиях ребята слушают музыкальные произведения выдающихся русских
композиторов: М.И.Глинки, П.И. Чайковского. Н.А. Римского-Корсакова, которые
использовали народные мелодии в своём творчестве.
Слайд
Таким образом, приобщая
детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство
патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Работу по
нравственно-патриотическому воспитанию я осуществляю при подготовке и проведении казачьих праздников, где мы разучиваем и распеваем
народные песни и частушки, разучиваем
танцевальные движения, хороводы, пляски
и т.д.
Народная музыка вызывает
интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение- словом,
обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Праздники способствуют
созданию духовной сплочённости детей и взрослых, формируют и совершенствуют
общечеловеческие чувства: любовь, доброту, взаимопомощь.
В процессе подготовки и
проведении таких праздников, как «Спас», «Посвящение в казачата», развлечение
«От Рождества до Крещения», «Масленица», и др., происходит перевоплощение
робких и застенчивых детей в энергичных и инициативных.
Слайд 6-30(посл слайд
масленица Игра Каркач)
Формирование творческих
способностей происходит в интересной, увлекательной игровой форме. Втягиваясь в
процесс игры, дети совершенствуют фантазию, обретают новые навыки и умения. В
сценарий каждого фольклорного праздника обязательно включаю традиции и обычаи
казачьего народа.
Слайд 4+2
Кроме народных и
православных праздников проводятся
другие, способствующие развитию нравственно-патриотических качеств - «День защитника Отечества», праздник «День Победы», праздник «День
России».
Слайд 2+3
Праздники, как «День
матери казачки», «Международный проводятся с целью воспитания у детей любви и
уважения к маме и бабушке, к женщине в целом.
Одна из важнейших задач музыкального
образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на
процесс становления его нравственных качеств.
Такие праздники надолго остаются в памяти
ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и
духовного воспитания.
В заключение хочу
сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства –
от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет
развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.
Спасибо
за внимание.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.01.2023
Дата обновления: 10.01.2023
Дата публикации: 04.01.2023