Доклад музыкального руководителя Шестак М.Г. на педагогический совет по теме: «Нравственно-патриотическое воспитании дошкольников посредством музыкально-образовательной деятельности»»

04.01.2023

Слайд

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…

Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка. Его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки….»

В.А. Сухомлинский 

 

Уважаемые коллеги, мы с вами знаем, что одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей родине. А что такое родина? Такое знакомое слово, но возникает пауза после этого вопроса…

 Сейчас я включу музыку,  вам предлагаю закрыть глаза и представить тот образ, который вызывает у вас слово «родина» (включается спокойная релаксационная музыка).

Прошу вас поделиться своими образами, ассоциациями от слова Родина. (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово).

Что же мы услышали сейчас? У каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то они  похожи, у кого-то нет.  Вот видите даже взрослому человеку нелегко сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы тема патриотизма стала для ребенка  личностно значимой.

 

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

     В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическое  воспитание является приоритетным направлением в воспитании детей.

      Музыкальное искусство в дошкольной педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!

 

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Слайд

 

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

·         нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

·         нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

·         нравственной позиции ( способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

·         нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

     Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.  Все виды музыкальной деятельности служат средствами нравственно-патриотического развития.

     Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое  отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

   Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.Хочу такой сайт

 

Слайд

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

    

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, то же касается игры на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях ребята слушают музыкальные произведения выдающихся русских композиторов: М.И.Глинки, П.И. Чайковского. Н.А. Римского-Корсакова, которые использовали народные мелодии в своём творчестве.

 

Слайд

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию я осуществляю при подготовке и проведении  казачьих праздников, где мы разучиваем и распеваем народные песни и частушки,  разучиваем танцевальные движения,  хороводы, пляски и т.д.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение- словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Праздники способствуют созданию духовной сплочённости детей и взрослых, формируют и совершенствуют общечеловеческие чувства: любовь, доброту, взаимопомощь.

В процессе подготовки и проведении таких праздников, как «Спас», «Посвящение в казачата», развлечение «От Рождества до Крещения», «Масленица», и др., происходит перевоплощение робких и застенчивых детей в энергичных и инициативных.

 

Слайд 6-30(посл слайд масленица Игра Каркач)

 

Формирование творческих способностей происходит в интересной, увлекательной игровой форме. Втягиваясь в процесс игры, дети совершенствуют фантазию, обретают новые навыки и умения. В сценарий каждого фольклорного праздника обязательно включаю традиции и обычаи казачьего народа.

 

Слайд 4+2

Кроме народных и православных праздников проводятся  другие, способствующие развитию нравственно-патриотических качеств -  «День защитника Отечества»,  праздник «День Победы», праздник «День России».

 

Слайд 2+3

Праздники, как «День матери казачки», «Международный проводятся с целью воспитания у детей любви и уважения к маме и бабушке, к женщине в целом.

 Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств.

   Такие праздники надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

В заключение хочу сказать, что необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка как основа его любви к Родине.

 

Спасибо за внимание.

                 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.01.2023

Дата обновления: 10.01.2023

Дата публикации: 04.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».