Ротко
Валентина
Ивановна
Подписан цифровой подписью:
Ротко Валентина Ивановна
DN: O="МБДОУ детский сад № 24 ""
Звёздочка""", CN=Ротко Валентина
Ивановна, E=valentina-rtk@
rambler.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Расположение:
Дата: 2024.09.06 10:18:20+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2023.3.0
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое
отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из
окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в
образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его
заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной
деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему
развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению
новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления;
настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при
проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка
решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию
волевых черт характера.
У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и
частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и
духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование
функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему
продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение
игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть
своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и
легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.
Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко
формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир. Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми
впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует
словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию
каждого ребёнка.
Программа описывает подготовку по театрализованной деятельности детей
дошкольного возраста 3—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она
разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной
деятельности для ДОО с учетом обновления содержания по различным программам,
описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Программа развития детей дошкольного возраста составлена на основе
авторской программы «Театр-творчество-дети» Сорокиной Н.Ф., Т.С.Григорьевой
Программа «Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012
«Я - Ты - Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников /Сост.
О.Л.Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.
Разработан учебно-тематический план занятий по театрализованной деятельности
по возрастам (средний, старший, подготовительный), определены диагностические
методики по выявлению уровней развития театральных способностей у детей.
Цель программы. Развитие творческих способностей и речевого развития детей
посредством театрализованной деятельности.
Общие программные задачи:
1) Образовательные:
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический,
музыкальный, детский, театр зверей и др).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о
театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах,
театральной терминологии, театрах города Краснодар.
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок
2) Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развивать память, внимание, воображение, фантазию.
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали
костюмов, маски.
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную
деятельность.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
(постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей,
родителей, сотрудников ДОУ).
Организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации
средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Развивать желание выступать перед родителями.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию,
воображение детей.
3) Воспитательные:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов
творчества.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала.
Воспитание аккуратности, старательности.
Воспитание коммуникативных способностей детей
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину
дня. Продолжительность занятия: 20 мин — средняя группа, общее количество учебных
занятий в год – 72 часа; 25 мин — старшая группа, общее количество учебных занятий в
год — 72 часа, 30 мин — подготовительная группа, общее количество учебных занятий в
год — 72 часа.
Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные
области:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ».
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение
самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно
выбранным
делом,
договариваться,
помогать
друг
другу.
Воспитывается
организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.
Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.
Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через
образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя
его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего
окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом,
входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
1)
2)
3)
4)
5)
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного
аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие
всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети
учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями
различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие
литературной речи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ»
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на
литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения
искусства.
В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов
кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей
происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение
к изобразительному искусству.
Занятия проводятся по следующей схеме:
введение в тему;
создание эмоционального настроения;
театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ
воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия,
театрализованные игры, игры - импровизации, индивидуальные творческие задания,
сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и минисказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям);
изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам,
драматизациям;
оформление альбома о театре.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год:
вводный - в сентябре,
итоговый - в мае.
Возраст детей и срок реализации программы.
Данный вариант программы рассчитан на детей, начиная с четырехлетнего
возраста. В кружок принимаются все желающие воспитанники, не имеющие медицинских
противопоказаний.
Срок реализации программы - 1 год:
год обучения (3-7 лет) – 72 часов в год.
Режим занятий
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятий составляет:
1 год обучения (3-7 лет) – не более 30 мин.
Ожидаемый результат
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного
потенциала и творческой активности.
Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности
состояния. Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест,
пантомимика.
Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность,
вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных
познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность).
Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему
развитию личности ребенка.
К концу реализации программы дети должны иметь представления, знаниями,
умениями и навыками:
назначение театра;
деятельность работников театра;
виды театров;
виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада;
знать 5—8 артикуляционных упражнений.
передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других
детей;
контролировать внимание;
понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью
интонации;
выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося
слова с нужными интонациями;
принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с
эмоциональным состоянием;
уметь составлять предложения с заданными словами;
уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом;
уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
о сценическом движении;
о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок должен владеть навыками:
культурного поведения в театре;
определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
подбора собственных выразительных жестов;
психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
произнесения небольших монологов;
произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Необходимое оборудование
Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом,
костюмы, маски, элементы грима;
декорации;
театральный уголок в группе;
куклы для разных видов театров.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Занятия.
Игры- занятия.
Игры- загадки.
Занятия- путешествия.
Игры- драматизации.
Совместная деятельность педагога и воспитанников.
Самостоятельная деятельность воспитанников.
Игры, упражнения, этюды.
Работа с детьми:
индивидуальная
парная,
подгрупповая.
Работа с родителями.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы
различные формы:
Занятия,
участие в концертах,
открытое занятие для родителей,
показ драматизаций для детей сада, родителей;
выставка театральных кукол.
Перспективно-календарное планирование
Старшая группа
1
Тема
цели и задачи
«Что такое
театр?
Разножанровость
театров»
Познакомить детей
с
понятием
«Театр», обогатить
знания детей о
различных видах
кукольных театров
(настольный,
пальчиковый,
театр марионеток,
би-ба-бо и т.д.),
уметь различать их
и
называть,
развивать интерес
к
театральной
деятельности.
2-3 «Учимся
быть
артистами»
Такие
разные
эмоции.
Познакомить с
понятием
«Пантомима»;
«Эмоция».
активизировать
воображение
детей; Знакомить с
пиктограммами,
изображающими
радость, грусть,
злость и т.д.; учить
распознавать
эмоциональное
состояние по
мимике; учить
детей подбирать
нужную
графическую
карточку с
Методические
рекомендации
Беседа о театре.
Рассматривание
иллюстраций,
фотографий.
Знакомство с
правилами поведения
в театре.
Работа над жестами и
мимикой: «Вкусный
арбуз», «Я на
скрипочке играю»,
«Ем лимон», «Мне
грустно», «Сердитый
дедушка».
Чтение
стихотворения «Мы
идем
в
театр»
Э.Успенского.
Игры:
«Передавалки»,
«Приветствие», с
карточками рисунками.
Чтение
стихотворение про
«Киску» Б.Заходера
Рассматривание
сюжетных картинок.
Упражнение
«Изобрази эмоцию».
Этюды на
изображение этих
эмоций.
Рассматривание
графических
карточек. Беседа.
Игра «Угадай
Материал и
оборудование
Тематический
альбом «Театр. Виды
театров».
Карточки-рисунки с
выражением
лица
человечка: веселого
и
грустного
на
каждого
ребенка;
игрушка-котенок.
Пиктограммы,
сюжетные картинки,
музыкальное
сопровождение.
4-5 Настольный
театр игрушек.
6-7 Тянут- потянут вытянуть не
могут».
эмоциями в
конкретной
ситуации и
изображать
соответствующую
эмоцию у себя на
лице.
Учить детей
выразительно
произносить фразу,
стихотворение,
несущие
различную
эмоциональную
окраску
Воспитывать
доброе отношение
к
животным;
Побуждать детей к
активному
участию
в
театрализованных
играх.
Развивать
воображение
детей; побуждать к
фантазированию;
Использовать
разнообразные
игрушки
фабричные
и
самодельные.
Порадовать детей;
вовлечь в веселую
игру;
учить
выразительной
мимике
и
движениям
в
играхэтюдах;
учить
четко
произносить слова.
эмоцию».
Упражнения
на
различные эмоции.
Игра «Испорченный
телефон»
Игры на знакомство.
Игра «Кто это?»
Упражнение
«Ласковое имя»,
«Лифт», «Глубокое
дыхание». Техника
речи. Дыхательное
упражнение
«Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Обыгрывание
стихотворения
«Маша обедает» (С.
Капутикян),
«Девочка чумазая»
(А. Барто).
Игра-имитация
«Догадайся, о чем я
говорю?».
Имитационные
упражнения
«Изобрази героев».
Пересказ
сказки
«Репки»
с
использованием
перчаточных кукол.
Чтение
стихотворения
«Спор
овощей».
Изготовление
игрушек из
природного или
другого материала.
Чтение
стихотворений.
Экскурсия
в
прачечную детского
сада.
перчаточный театр
8-9 Овощной
базар
10- «Игра Лесная 11 сказка осенних
листьев».
12- «Путешествие в
13 осенний лес».
Вовлечь в игровой
сюжет;
учить
взаимодействовать
с партнером в
сюжетноролевой
игре;
учить
выражать эмоции в
роли;
способствовать
выразительной
интонации речи.
Развивать
воображение
детей; побуждать к
фантазированию;
учить рассказывать
сказку
выразительно,
эмоционально;
настраивать на
игровой сюжет.
Учить разыграть
сказку, героями
которой станут
разнообразные
осенние листья.
Развиваем
фантазию детей,
предложив
придумать и
дорисовать
картину ,используя
контуры осенних
листьев .
Учим
подбирать
действие
к
предмету
и
предметы
к
действию.
Вызвать
положительный
эмоциональный
отклик
на
предложенную
деятельность;
закреплять приемы
вождения
кукол
пальчикового
театра, побуждать
детей к активному
Распределение
ролей.
Игра «Продавцы покупатели»,
хороводная игра
«Веселый хоровод».
Инсценировка «Спор
овощей».
Корзины с овощами
для
украшения
стола,
шапочки
овощей для игры и
инсценировки.
Драматизация
произведения «Спор
овощей» на Осеннем
празднике.
Подбор
костюмов.
Упражнения
на
выразительность
движений и мимики.
Двигательная
импровизация «Летел
листочек»
Атрибуты
для
выбора
костюма,
маски героев сказки,
осенние листочки трафареты
Дыхательное
упражнение «Аромат
леса».
Речевая разминка.
(произнести
чистоговорки
медленно, тихо,
громко, быстро
Отгадывание загадок
«Осеннее дерево».
Пальчиковая
пальчиковые куклы
по количеству детей,
пальцеход, музцентр
(звуки леса), конверт
с загадками, осенние
деревья.
14- В гости к сказке.
15 Настольный
театр картинок
участию
в
театрализованной
игре;
развивать
диалогическую
форму
речи,
интонационную
выразительность
речи,
мелкую
моторику
рук;
воспитывать
доброжелательные
партнёрские
отношения.
Приобщить детей к
драматизации;
учить
партнерскому
взаимодействию;
изготовить
персонажи и
декорации
(двусторонние с
опорой),
познакомить детей
с особенностями
управления
картинкойперсонажем.
16- Игра в спектакль
17 Трафаретный
театр.
Способствовать
объединению
детей в совместной
театрализованной
деятельности;
1819 Веселое
путешествие
в сказку
Учить средствами
мимики и жестов
передавать
наиболее
характерные черты
персонажей
сказки;
учить
проявлять
свою
гимнастика
«Болото».
Знакомство
с
диалогом «Рукавицы
для
лисицы»,
(Степанов Владимир)
Имитирование
движения: бег,
прыжки, ходьба.
Упражнение:
«Порхание бабочки»,
«Путешествие
в
волшебный лес».
Техника речи.
Дыхательное
упражнение
«Слоговые цепочки».
Речевая минутка.
Чтение сказки «Кто
сказал «Мяу?»
Распределение ролей
с помощью загадок.
Упражнение «Через
стекло»,
«Жираф»,«Цветок».
Речевая минутка:
(«Ветерок», «На
дворе» и т.п.).
Постановка
«Кто
сказал
«Мяу?»,
Беседа о технике
безопасности
при
работе с ножницами.
Изготовление
персонажей
с
помощью
трафаретов.
Упражнения-этюды,
отражающие образы
персонажей сказки.
Игра
«
Угадай
героя». Драматизация
сказки.
Чистиговорки,
скороговорки.
Декорации к
сказке,
музыкальное
сопровождение.
Изготовление
настольного
театра картинок
Декорации
к
сказкам, костюмы и
маски,
листы
бумаги, карандаши,
ножницы
Иллюстрации к
сказке,
трафаретные
куклы из сказки.
музыкальное
сопровождение.
20- «Игрушки»
21 Агнии
Барто
22- Сказка «Кто
23 сказал «Мяу?».
24- Веселые
25 стихи
индивидуальность
и неповторимость;
обучать четкой и
правильной
артикуляции;
развивать
воображение,
мелкую моторику
рук;
введение
понятия
«Скороговорка».
Развивать
творчество
в
процессе
выразительного
чтения
стихотворения;
совершенствовать
умение передавать
эмоциональное
состояние героев
стихотворений
мимикой, жестами.
Формировать
у
детей
чувство
сотрудничества и
взаимопомощи;
подводить детей к
самостоятельному
инсценированию
сказки;
продолжать
закреплять умение
двигаться по сцене.
Создать
положительный
эмоциональный
настрой; ввести
понятия «Рифма»;
побуждать детей к
совместному
стихосложению;
упражнять в
подборе рифм к
Инсценировка сказки
«Кто сказал «Мяу?»,
и,
использование
кукол из бумаги,
которых
дети
нарисовали,
раскрасили
и
вырезали сами на 2.
занятии
Знакомство с
понятием
«Интонация».
Беседа. Упражнения
и игры на отработку
интонационной
выразительности.
Выразительное
чтение стихов
А.Барто.
Скороговорки
на
развитие
дикции:
«Посреди двора дрова», «Маша шла,
шла, шла», «Шла
Саша по шоссе».
Генеральная
репетиция
сказки.»Кто
сказал
«Мяу?»
Сюрпризный момент.
Подготовка
к
драматизации.
Драматизация сказки
«Кто сказал «Мяу?»
Приглашаются дети
средних
групп,
родители,
сотрудники.
Книги с
иллюстрациями
А.Барто.
Игрушки.
Маски
Музыкальное
сопровождение
Музыкальное
сопровождение,
декорации,
костюмы.
Мяч, птица Говорун,
Дидактическая игра
музыкальное
«Придумай как
сопровождение.
можно больше
рифмующихся слов».
Физкультминутка
«Бабочка». «Веселые
стихи».
Техника
речи:
артикуляционное
упражнение
26- Игра - сказка с
27 куклами кулёчками
словам,
вовлечь детей в
игровой
сюжет;
побуждать детей
действовать
в
воображаемой
ситуации;
способствовать
развитию
воображения;
развивать дикцию
при
помощи
скороговорок.
Совершенствовать
умение детей
драматизировать
сказку; учить детей
коллективно и
согласовано
взаимодействовать,
проявляя свою
индивидуальность,
учить четко
проговаривать
слова,
изготовить
персонажей кукол
из
кулечков
к
сценке
28- «Гномики»
29
Развивать у детей
выразительность
жестов,
мимики,
голоса
30- Дикие
31 животные.
Чтение и
обыгрывание
сказки «Зимовье
зверей»
Обогащать знание
детей
о
жизнедеятельности
животных зимой.
Познакомить детей
с зимней сказкой
«Зимовье зверей»
при
помощи
кукольного театра;
учить внимательно
слушать
и
смотреть
«Улыбка», «Качели»,
«Лопаточка
иголочка».
Дыхательное
упражнение
«Слоговые цепочки».
Скороговорки,
чистоговорки. Чтение
сценки «Белоснежка
и семь гномов»
Продолжать
развивать внимание и
память: «Что
изменилось?» (с
мелкими
игрушками).
Танцевальные
импровизации: «Снег
идет»,
«Метель».
Игра- превращение:
«Крылья самолета и
мягкая подушка».
Упражнение на
интонационную
выразительность:
«Где мой пальчик?»
Репетиция ролей для
сценки «Белоснежка
и семь гномов»
Сюрпризный момент.
Подготовка
к
драматизации.
Драматизация сценки
«Белоснежка и семь
гномов»
на
Новогоднем
празднике.
Пантомимические и
интонационные
упражнения.
развитию
творческого
мышления
и
воображения:
а)
упражнение
«Представьте, что вы
- художник»;
б) упражнение с
игрушками «Сочини
костюмы к сценке,
музыкальное
сопровождение,
кулечки,
карандаши,
фломастеры,
ножницы
Музыкальное
сопровождение
сценке.
Кукольный театр.
к
драматизацию
и
эмоционально
откликаться на нее,
развивать умение
детей
давать
характеристику
персонажам
сказки.
32- Сказки из
33 сундучка.
Повторное
чтение «Зимовье
зверей»
34- Игра - сказка с
35 куклами кулёчками
Развивать
воображение
детей; учить
этюдам с
воображаемыми
предметами и
действиями;
Обучение детей
пересказу с
использованием
мнемотаблицы;
учить внимательно
слушать
произведение и
эмоционально
откликаться на
него;
учить вступать в
диалог
Работа по ролям с
подгруппами
детей. Добиваться
яркой
выразительности в
передаче образов, в
соответствии
с
событиями
и
переживаниями
героев
менять
интонацию,
выражение лица.
Развивать память,
мышление,
воображение
детей:
Развивать
диалогическую и
монологическую
формы
речи,
поддерживать
сказку»;
в)
на
развитие
пластики — «У оленя
дом большой».
Знакомство
со
сказкой
«Зимовье
зверей».
Рассматривание
иллюстраций.
Беседа
по
содержанию сказки.
Распределение ролей,
отгадывая загадки.
мнемотаблица
Этюд «Лиса по лесу
ходила» Этюд «Я
медведя поймал!»
Игра на воображение
детей
«Заколдованные
животные»
Чтение и пересказ
сказки (Работа с
мнемотаблицей)
Пантомимическая
игра «Узнай героя».
Этюды на
выразительность
пластики и эмоций,
пластику движений:
«Иголка и нитка»,
«Цветок растет и
распускается
«Запомни позу»,
«Что изменилось?» (с
игрушками),
Хоровод « С нами
пляшут звери».
Репетиция сказки по
подгруппам.
Сундучок
сказок,.
Изготовление кукол
для
театра.
Музыкальное
сопровождение.
36- Приключения в
37 лесу.
38- В гостях у
39 бабушки.
40- Сундучок,
41 откройся.
«Куклыоригами»
желания
детей
активно
участвовать
в
праздниках
и
развлечениях.
Добиваться яркой
выразительности в
передаче образов в
соответствии
с
событиями
и
переживаниями
героев,
менять
интонацию,
выражение лица;
совершенствовать
умение
детей
драматизировать
сказку; учить детей
коллективно
и
согласовано
взаимодействовать,
проявляя
свою
индивидуальность.
Учить действовать
импровизационно,
в рамках заданной
ситуации; обучать
пантомиме,
передача
выразительного
образа, развивать
координацию
движений;
познакомить
с
произведением
«Два
жадных
медвежонка».
Пробуждать
ассоциации детей;
учить вживаться в
художественный
образ;
увлечь
игровой
ситуацией; учить
вступать
во
взаимодействие с
партнером;
обучать
чёткой
правильной
артикуляции,
познакомить детей
способам
Игра «Кто в домике
живет?»
Инсценировка РНС
«Зимовье зверей».
Декорации к сказке,
шапочки
Изготовление
билетов для театра.
Игра «Дружок».
Этюд «Курочка,
цыплята и петушок»
Знакомство со
сказкой «Два жадных
медвежонка».
Обсуждение
особенностей в
исполнении
характеров героев.
Выбор костюмов к
сказке.
Распределение ролей.
Декорации
деревенского дома,
игрушки: курочка,
петушок, цыплята,
щенок, козочка.
Изготовление
персонажей.
Упражнения:
- пальчиковая
гимнастика
«Деревья»,
«Фонарики», «Мост»;
Чистоговорки,
скороговорки.
Речевая
минутка:
«Чей голосок?», «Во
дворе».
Репетиция
над выразительным
исполнение
своих
ролей. Изготовление
маски,
сундучок,
куклы и игрушки герои
сказки.
Изготовление
персонажей
и
декораций.
42- Такое
43 разное
настроение
44- Спешим на
45 представление.
46- Дружные ребята
47 Игрыдраматизации с
куклами бибабо
изготовления
кукол-оригами для
театра.
Развивать
эмоциональную
отзывчивость
на
музыку;
учить
отмечать
смену
настроения героев;
помочь
детям
понять
и
осмыслить
настроение героев
сказки;
способствовать
открытому
проявлению
эмоций и чувств
различными
способами.
Вызвать у детей
эмоциональный
настрой
на
постановку сказки;
формировать
у
детей
чувство
уверенности при
выступлении перед
зрителями.
Познакомить с
техникой
управления куклы
бибабо. Учить
разыгрывать миниэтюды.
Побудить интерес
детей к
разыгрыванию
знакомой сказки;
учить выражать
свои эмоции;
помочь детям
понять
взаимозависимость
людей и их
необходимость
друг другу;
воспитывать
у
детей
эмпатию
(сочувствие,
желание прийти на
помощь
кукол - оригами.
Игровое занятие.
Беседа о смене
настроения героев,
/радость, печаль и
т.д./
Отгадывание загадок.
Упражнения
у
зеркала
«Изобрази
настроение».
Репетиция
сказки
«Два
жадных
медвежонка».
Музыкальное
сопровождение,
картинки
изображающие
различное
настроение,
зеркало.
Драматизация сказки Декорации к сказке,
"Два
жадных костюмы, маски.
медвежонка».
Слушание песни В.
Шаинского «Если с
другом вышел в
путь». Беседа о друге.
Рассказ из личного
опыта.
Чтение стихов о
дружбе. Музыкальноритмическая
композиция
«Как положено
друзьям». Речевая
минутка: «Речевые
интонации
персонажей».
Пальчиковая
гимнастика:
«Пальчик-мальчик»,
«Чики- чикичикалочки».
Этюд «Знакомство»,
«Приветствие»,
«Рукопожатие».
Иллюстрации
на
тему
«Дружба»,
музыкальное
сопровождение,
Рассматривание
устройства кукол.
другу.);
совершенствовать
умение
логично
излагать
свои
мысли.
48- В царстве света
49 и тени». (Театр
теней)
Показать теневой
театр: с помощью
плоскостных
персонажей
и
яркого источника
света;
развивать
память
детей;
учить
пересказывать
сказку при помощи
теневого
театра;
учить отвечать на
вопросы
по
содержанию
сказок; развивать
эмоциональную
сторону
речи
детей,
создать
эмоциональноположительный
настрой на сказку.
50- Игра - сказка с
51 куклами на
магнитах
Учить
детей
разыгрывать
этюды, используя
кукол на магнитах;
учить произносить
отдельные слова и
целые
предложения
с
различной силой
голоса
и
в
различном темпе
четко,
проговаривая все
звуки.
52- Муха53 Цокотуха
Познакомить
с
музыкальной
сказкой
«Муха
Цокотуха»; учить
детей
Пантомимы «Варим
кашу»,
«Поливаем
цветы».
Инсценировка
с
куклами бибабо «Под
грибком».
Беседа о любимых
сказках. Игра-загадка
«Зеркало».
Отгадывание загадок.
Игра «Отгадай
сказку». Упражнение
«Мое настроение».
Игра «Липучка»
Беседа об
электричестве.
Техника
безопасности при
работе с
электроприборами.
Изготовление
плоскостных
персонажей из
черной бумаги.
Особенности
Изображение
персонажей
при
помощи пальцев рук
Игра «Угадай, кто
потерял». Речевая
минутка:
«Скороговорки»,
«Чистоговорки».
Упражнение на
релаксацию
«Разговор через
стекло». Этюды
«Танец маленькой
пчёлки».
Импровизация
«Продолжи сказку».
Изготовление кукол
для
театрального
этюда. Упражнение в
ведении куклы (темп,
ритм
движений,
плавность, резкость).
Рассматривание
иллюстраций к сказке
«Муха-Цокотуха».
Распределение ролей.
Характеристика
Сказочные
атрибуты,
Листы черной
бумаги,
карандаши,
ножницы,
палочки.
Магниты,
картинки
различных
сказочных
персонажей,
ножницы, клей.
Иллюстрации
сказке
«Муха
Цокотуха».
к
-
54- Веселые
55 затеи.
56- Танцуем
57 круглый год.
«Игра - сказка с
куклами из веера
58- Кто стучится в
59 нашу дверь?
60- Веселое
61 представление
62- Весна в природе.
бесконфликтно
распределять роли,
уступая друг другу
или находя другие
варианты;
совершенствовать
средства
выразительности в
передаче образа
Совершенствовать
умения детей
выразительно
изображать героев
сказки; работать
над
выразительной
передачей
в
движении
музыкального
образа героев.
Побуждать детей к
двигательной
импровизации;
добиваться
мышечной,
двигательной
свободы
при
исполнении роли;
учить двигаться в
соответствии
с
музыкальной
характеристикой
образа.
Побудить
детей
включаться
в
ролевой
диалог;
развивать
образную
речь;
совершенствовать
навыки четкого и
эмоционального
чтения
текста;
учить разгадывать
загадки.
Поощрять
творческую
активность детей;
поддерживать
интерес
к
выступлению
на
публике.
Вызвать у детей
героев
сказки.
Пантомимические
упражнения к сказке.
Пантомимическая
игра «Изобрази
героя». Творческая
игра «Что такое
сказка?».
Сцена « В гости к
Мухе- Цокотухе».
Костюмы
героев
сказки,
маски,
шапочки,
музыкальное
сопровождение.
Игра «Сочини свой
танец». Игра «Огонь
и лед». Разучивание
сцен
сказки.
Изготовление кукол
из
веера
для
театрального уголка
по сказке «МухаЦокотуха».
Репетиция ролей при
помощи театра.
Музыкальное
сопровождение.
Бумага,
Фломастеры,
ножницы,
тематическая
папка
«Насекомые»
Игра «Кто в гости
пришел?».
Упражнения на
выразительность
голоса,
мимики, жестов.
Выбор костюмов к
сказке. Подготовка
декорации.
Репетиция
сказки
«Муха- Цокотуха».
Драматизация
музыкальной сказки
« Муха Цокотуха».
Декорации к сказке,
музыкальное
сопровождение.
Речевая минутка:
Музыкальное
Декорации к
сказке,
музыкальное
сопровождение,
костюмы и
атрибуты.
63
радостное
настроение;
совершенствовать
исполнительское
мастерство;
побуждать детей к
двигательной
импровизации.
64- «Игра - сказка на Учить
65 подвижных
инсценировать
ленточках»
сказку, используя
театр
на
подвижных
ленточках; учить
согласовывать
движения куклы с
произносимым
текстом
66- Драматизация
67 сказки «Заяц в
огороде».
68- Импровизации.
69
70- Чему за год
71 научились.
Добиваться яркой
выразительности в
передаче образов в
соответствии
с
событиями
и
переживаниями
героев,
менять
интонацию,
выражение лица.
Совершенствовать
умения детей
выразительно
изображать героев
сказки; работать
над
выразительной
передачей
в
движении
музыкального
образа героев.
Совершенствовать
умения детей
выразительно
изображать героев
«Речевые интонации
персонажей».
Пальчиковая
гимнастика:
«Пальчик-мальчик»,
«Прилетели птицы».
Этюд «Стрекоза», «В
гнезде». Пантомимы
«Сажаем картошку»,
«Поливаем цветы».
Знакомство
со
сказкой
«Заяц
в
огороде».(по сказке
Л.Воронковой.
Игра «Угадай, что я
делаю?» Работа над
техникой речи.
Скороговорки. Этюд
«Любительрыболов».
Игра «Конкурс
лентяев».
Игра «Гипнотизер».
Репетиция
сказки
«Заяц в огороде».
Изготовление театра
на ленточках.
Драматизация сказки
«Заяц в огороде».
сопровождение
Ленточки,
клей,
бумага,
ножницы.
Маски, костюмы
Маски,
костюмы
декорации
Маски,
костюмы
декорации
Маски,
костюмы
декорации
сказки; работать
над
выразительной
передачей
в
движении
музыкального
образа героев.
72
Итоговое
занятие
Маски,
костюмы
декорации
Перспективно-календарное планирование
Подготовительная группа
Тема
1
Здравствуй,
театр!
2-3 Что такое
театр?
цели и задачи
Собрать детей вместе
после летнего
перерыва; создать
эмоционально
благоприятную
атмосферу для
дружеских
взаимоотношений;
развивать
способность
понимать
собеседника;
повторить с детьми
различные виды
кукольных театров
(настольный,
пальчиковый, театр
марионеток, би-ба-бо
и т.д.), уметь
различать их и
называть, развивать
интерес к
театральной
деятельности;
познакомить с
понятием «труппа»,
«трагедия»,
«комедия»;
познакомить с
историей
возникновения театра
в России.
Повторить основные
понятия: интонация,
эмоция, мимика,
жесты; упражнять
детей в изображении
Методические
рекомендации
Беседа «Летние
впечатления». Игра
«Где мы были, мы не
скажем».
Музыкально ритмическая
композиция
«В гостях у лета».
Подвижные игры.
Игра «Поменяйтесь
местами те, кто...».
«Кто колечко
найдет?»С.Я.Маршак
Сказка-игра .
Игры на развитие
голоса.
Игра «Дружные
ребята». Создание
рисунков
«Сказочный
автопортрет.
Ритуал прощания «Я
самый хороший!».
Материал и
оборудование
Музыкальное
сопровождение,
небольшой мяч,
чудесный мешочек.
Листы бумаги.
Карандаши,
фломастеры.
Беседа «Что такое
театр?».
Рассматривание
иллюстраций к теме
«Театр».
Иллюстрации по
теме «Театр»,
музыкальное
сопровождение.
Книга «Петушок
героев с помощью
мимики, жестов,
интонации и эмоций.
учить связно и
логично передавать
мысли, полно
отвечать на вопросы
по содержанию
сказки.
4-5 Играем в
профессии
6-7 Веселые
сочинялки
Пантомимические
загадки и
упражнения.
Этюды на
сопоставление
различных эмоций
«Не та собака
кусает», «Больному
и мед невкусен»,
«Заинька у елочки
попрыгивает».
Чтение
стихотворения
«Радость» М.
Карема, дети с
помощью мимики,
жеста, движения
изображают
описываемое
чувство.
Чтение сказки
«Петушок и бобовое
зернышко».
Пересказ
сказки,
распределение
ролей.
Познакомить детей с Игра «Театральная
профессиями: актер,
разминка». Работа
режиссер, художник, над четкостью речи:
чистоговорки,
композитор,
скороговорки.
костюмер; обсудить
Загадки о
особенности этих
театральных
профессий.
профессиях.
Игра
«Театр
на
бегу». Репетиция над
ролями к сказке
«Петушок и бобовое
зернышко». Ритуал
прощания:
«Большое
доброе
животное».
Изготовление игры сказки с куклами на
ложках.
Побуждать детей к
«Веселые
сочинительству
сочинялки».
сказок; учить входить Игры
«Сочини
в роль; развивать
предложение»,
«Фраза по кругу».
творчество и
Музыкально фантазию детей;
ритмическая
учить работать
бобовое
зернышко».
Волшебный цветок,
музыкальное
сопровождение,
картинки
с
профессиями.
Пластмассовые
ложки, раскраски с
изображением
героев сказки, клей,
ножницы.
Музыкальное
сопровождение,
мяч.
вместе, сообща,
дружно. учить
находить
выразительные
средства в мимике,
жестах, интонациях;
развивать
двигательную
активность детей
8-9 Сказка
осени
10- Музыка
11 ветра
Совершенствовать
навыки четкого и
эмоционального
чтения текста своей
роли; добиваться
яркой
выразительности в
передаче образов в
соответствии с
событиями и
переживаниями
героев, менять
интонацию,
выражение лица.
Дать детям понятие,
что музыка помогает
лучше понять образ
героев сказки;
совершенствовать
средства
выразительности в
передаче образа.
учить отвечать на
вопросы по
содержанию пьесы
«Кто хозяин в лесу?»;
развивать у детей
дружелюбные
отношения в выборе
роли, развивать у
детей мыслительные
операции разбора
персонажей сказки
(что общего, чем
различаются, каков
их характер,
повадки).
композиция
«Танцуем сидя».
Этюд «Капризка».
Игры на развитие
голоса Игра «Тихо
— громко» Минисценка «Хозяйка и
кот» Репетиция над
ролями к сказке
«Петушок и бобовое
зернышко».
Ритуал прощания:
«Большое
доброе
животное».
Драматизация сказки Музыкальное
«Петушок и бобовое сопровождение,
зернышко».
декорации,
костюмы, маски.
Импровизация
музыкальных
номеров
/ танец Ветра и
Листочков,
«В мире животных».
Ритмический этюд
«Шла коза по лесу»
А.Бурениной
Скороговорка:
Сова советует сове:
«Спи, соседка, на
софе.
На софе так сладко
спится,
О
совятах
сон
приснится».
Разгадывание
загадок про овощи.
Чтение
сценария
пьесы «Кто хозяин в
лесу?».
Распределение
ролей.
Музыкальное
сопровождение,
осенние
листочки,
Тематическая папка
«Овощи»
12- В Осеннем
13 лесу. Куклы на
карандаше.
14- «Бабушка
15 из
Бразилии».
16- Вкусная
17 история
Порадовать детей
эмоционально игровой ситуацией;
побуждать к
двигательной
импровизации;
учить выступать в
ролях перед
сверстниками.
развивать
выразительную
диалогическую речь
в процессе
театрализации
сказки
Изготовить в
театральный уголок
«Куклы на
карандаше»
Упражнять детей в
выразительном
исполнении
характерных
особенностей героев
сказки; побуждать
детей самостоятельно
выбирать костюмы к
сказке, приобщать к
совместному
(родители,
воспитатели и дети)
изготовлению
костюмов к сказке;
учить пользоваться
интонациями
произнося фразы
грустно, радостно,
сердито, удивленно;
учить строить
диалоги,
самостоятельно
выбрав партнера;
воспитывать
выдержку, терпение,
соучастие.
Вызвать у детей
радостное настроение
от выступления
перед зрителями;
развивать
самостоятельность и
умение согласованно
Активизация
словаря: сцена,
занавес, спектакль,
аплодисменты,
сценарист, дублер,
актер
Этюд на
выразительность
жеста. Шла лиса.
Серый зайчик.
Работа с детьми над
передачей образа
героев пьесы «Кто
хозяин в лесу?»»
«Куклы на
карандаше»
Ритуал
прощания
«Мушкетеры».
Музыкальное
сопровождение,
атрибуты к пьесе
шапочки героев.
Карандаши,
Листы
картона,
скотч,
лоскуток
ткани,
ножницы, нитки.
Музыкальное
Приветствие
сопровождение,
«Бабушка из
костюмы к сказке.
Бразилии».
Упражнение
«Поменяйтесь
местами те, кто...».
Сочинение сказки в
кругу при помощи
игры «33 картинки
Этюд: «Заяц, заяц,
чем ты занят?»
Работа с детьми над
передачей
образа
героев пьесы «Кто
хозяин в лесу?»
Драматизация пьесы
«Кто хозяин в
лесу?»»
(для детей детского
сада.)
Декорации, костюмы
и
маски,
музыкальное
сопровождение.
18- Мыльные
19 пузыри
20- Вежливый
21 зритель
22- Наши
23 фантазии
Маски из
пакета.
действовать в
коллективе
(социальные навыки).
Порадовать детей
новым сказочным
сюжетом; побуждать
к двигательной
импровизации; учить
детей дышать
правильно.
Приветствие «Я рад
тебя видеть, потому
что...».
Упражнение
«Старый башмак.
Разминка «Беготняплюс».
Игры и упражнения
на развитие речевого
дыхания и
правильной
артикуляции:
«Мыльные пузыри»,
«Веселый пятачок» и
т.д. Поздравлениеинсценировка детей
к Дню матери
«Мы в профессии
играем.
Повар».
Чтение, обсуждение,
распределение
ролей.
Познакомить детей с Активизация
понятиями
словаря: сцена,
«Зрительская
занавес, спектакль,
культура», а так же
аплодисменты,
сцена, занавес,
сценарист, дублер,
спектакль,
актер. Альбом «Мир
Театра».Игры на
аплодисменты,
развитие
сценарист, суфлер,
эмоциональной
дублер.
сферы: «Добрый
бегемотик», «Мой
хороший попугай».
Игра - пантомима
«Скульптор и глина»
Скороговорки.
Чистоговорки. «Мы
в профессии играем.
Повар». Репетиция.
Учить детей передаче Приветствие
музыкального образа «Комплименты».
при помощи
Скороговорки:
движений и жестов,
1. Архип осип, Осип
охрип.
побуждать детей
внимательно слушать 2. Старый пес среди
двора Караулил куль
музыкальное
добра.
произведение и
Воры куль добра не
эмоционально
Мыльные
пузыри,
картинки для сказки
на фланелеграфе.
Настольный театр,
альбом, картинки по
теме
«Театр».
Аудиодиск «Театр»
Музыкальное
сопровождение. Для
изготовления маски
понадобится
6
листов
бумаги,
краски, карандаши,
фломастеры,
заготовки прорезей
для глаз, ножницы,
откликаться на неё;
развивать
двигательные
способности детей:
ловкость, гибкость,
подвижность.
24- Все профессии
25 нужны, все
профессии
важны.
26- Сказка
27 зимнего
леса.
28- Хоровод
29 зверей.
Вызвать у детей
эмоциональный
настрой на сказку;
воспитывать
уверенность в себе, в
своих силах и
возможностях.
Учить внимательно
слушать сказку; дать
представление о
жизни лесных зверей
зимой; продолжать
учить детей давать
характеристики
персонажам сказки;
познакомить детей со
сказкой «Рукавичка»
расширить знания
детей о правилах
поведения в театре,
развивать фантазию и
умение
ориентироваться в
пространстве,
активизировать
интерес к
театральному
искусству, учить
распределять роли
Совершенствовать
умение передавать
соответствующее
настроение героев
сказки с помощью
различных
интонаций; начать
отработку показа
брали, Воры сторожа
украли. Упражнения
по ритмопластике.
Музыкальное
произведение М.
Глинки
«Вальс Фантазия».
Пантомима:
«Страшный зверь»,
«Мы в профессии
играем.
Повар».
Репетиция по ролям.
Изготовление масок
из пакета.
Драматизация пьесы
«Мы в профессии
играем. Повар».
клей.
Беседа с детьми о
правилах поведения
в театре Игра пантомима
«Если
бы.." Игра «Узнай
героя сказки». Игра
«Изобрази отгадку»
(изображение героев
сказки с помощью
мимики и жестов)
Чтение «Рукавичка»
РНС. Беседа по
содержанию.
Обсуждение
характерных
особенностей
героев,
распределение
ролей. Изготовление
фантастических
животных
из
«мусора». Рассказ о
своем животном.
Знакомство с
терминами:
«драматург», «пьеса»
«режиссер»,
«постановка»,
«художник»,
«костюмер»,
«пантомима».
Использованные
(чистые)
коробочки
из-под
сока, стаканчики изпод
йогурта,
пластмассовые
баночки
из-под
лекарств,
полулитровые
пластиковые
бутылки
из-под
минеральной воды,
футляры от киндерсюрпризов,
крышечки,
пуговицы,
,
веревочки, шнурки,
резинки и прочий
«мусор».
Костюмы,
атрибуты,
декорации.
Декорация,
костюмы,
музыкальное
сопровождение.
30- Карнавал
31 животных
32- Чудесен мир
33 театра.
образов животных с
помощью
выразительных
пластических
движений; развивать
умение искренне
верить в любую
воображаемую
ситуацию; развивать
творчество,
воображение и
фантазию.
Порадовать детей,
создать сказочную
атмосферу.
Познакомить детей с
особенностями
театрального
Приветствие «Игра
«Продолжи фразу и
покажи»:
(на
развитие
имитационных
навыков
и
артикуляционного
аппарата) «Олени»
«Хоровод зверей».
Репетиция
сказки
«Рукавичка».
Упражнение на
развитие
воображения:
«Таня и мячик»
Упражнения на
дикцию и
артикуляцию:
Усядемся на
пригорке да
расскажем
Скороговорки:
1) Утром, присев на
зеленом пригорке,
Учат сороки
скороговорки:
Картошка, картонка,
карета, картуз,
Карниз, карандаш,
карамель, карапуз.
2) Волки рыщут,
пищу ищут.
3) Вез корабль
карамель, наскочил
корабль на мель,
И матросы три
недели карамель на
мели ели.
Этюд на
выразительность
жеста: «Яне знаю!»
Репетиция сказки
«Рукавичка».
Изготовление кукол
из
носка.
Игра
«Передай
позу».
Упражнение
«Загадай желание».
Оформление альбома
«Все о театре».
Рассматривание
Декорация,
костюмы,
музыкальное
сопровождение.
Несколько
носков.
Кружочкизаготовки из белой
плотной
бумаги
(размером
с
рублевую монетку)
Фломастеры, Свеча,
клей, нитки для
волос.
Альбом, фотографии
и картинки по теме
«Театр». Костюмы,
34- Рукавичка
35
36- Мастерская
37 актера
38- Кот и семеро
39 мышат.
искусства, его
отличие от других
видов искусств
/живописи, музыки,
литературы/;
побуждать к
совместной работе
воспитателей,
родителей и детей.
Вызывать у детей
радостный
эмоциональный
настрой; порадовать
своим выступлением,
показать свои
творческие
способности.
Познакомить с
профессиями
художникадекоратора и
костюмера; дать
детям представление
о значимости и
особенностях этих в
профессий в мире
театра. Развивать у
детей творческое
воображение и
фантазию.
Декорации.
картинок,
фотографий с
детскими
спектаклями.
Выбор материала для
альбома.
Генеральная
репетиция
сказки
«Рукавичка».
Драматизация
Музыкальное
сказки «Рукавичка». сопровождение,
костюмы, атрибуты,
декорации..
Познакомить с
постановкой «Кот и
семеро мышат»
помочь детям понять
и осмыслить
настроение героев
сказки;
совершенствовать
умение понятно
выражать свои
Шапочки
для
подвижной игры
Приветствие
«Фасолинка
желания».
Игра «Коровы,
собаки, кошки».
Этюды и игры: «До
свидания!»,
«Хорошее
настроение»,
«Лисёнок боится»,
«Добрый мальчик».
Открытие
«Мастерской
актера».
Создание куколбибабо на
карандаше.
Сочинение
сказочных историй и
их театрализация
при помощи куколбибабо.
Показ
на
театральной ширме.
Игра «Замри!».
Скороговорки: Клала
Клара лук на полку,
кликнула к себе
Николку. Книга
книгой, а мозгами
двигай. Посреди
двора дрова. Шесть
мышат в камышах
шуршат.(С разной
интонацией, силой
Фасоль, несколько
отрезков
от
капронового чулка
или старых колготок.
Лоскуты ткани.
Вата.
Моток крепких
шерстяных ниток.
Ножницы.
Фломастеры
Длинный
карандаш.
Кружочкииз
картона
Ширма для
кукольного театра.
40- Мир игры.
41
42- «Куклы на
43 липучке»
чувства и понимать
переживания других.
Продолжать учить
детей бесконфликтно
распределять роли,
уступая друг другу;
учить отождествлять
себя с театральным
персонажем;
развивать
внимательность;
учить выражать
образ в движении,
закреплять знания об
окружающем.
Совершенствовать
навыки групповой
работы, продолжить
работать над
развитием дикции;
развивать умение
строить диалоги
между героями в
придуманных
обстоятельствах;
развивать связную
речь детей;
воспитывать
уверенность;
расширять образный
строй речи.
голоса, в диалоге.)
Знакомство с
постановкой «Кот и
семеро мышат».
. Обсуждение
характерных
особенностей героев.
Распределение
ролей.
Игра
«Кошки
и
мышки».
Беседа «Гардероб и
гардеробщик.
Антракт. Буфет в
театре».Этюды и
игры: «Разведчики»,
«Я - грозный боец»,
«Страх»,
«Часовой».Игровые
упражнения
для
развития
речи
«Испорченный
телефон»,
Упражнения
на
развитие творческого
мышления,
воображения.
«Доскажи словечко»:
Этюды на изменение
голоса
«Зима»
Инсценировка «Волк
и лиса» (шаговые
куклы)
Репетиция
постановки «Кот и
семеро мышат»
Способствовать
Игра на развитие
обогащению
памяти.
эмоциональной
«В магазине зеркал»
сферы детей; учить
Игра: «Как варили
слушать музыкальное суп» на имитацию
движений
произведение
Скороговорки:
внимательно,
1 .Где щи, там нас
чувствовать его
ищи.
настроение;
2.Жук, над лужею
развивать
жужжа, ждал до
пантомимические
ужина ужа.
навыки.
Ритмическая игра
Небольшой
Шаговые
лиса, волк.
мяч.
куклы:
Белый и цветной
картон,
ножницы,
фломастеры
или
карандаши. Степлер
со
скрепками.
Отрезок
тесьмылипучки (половинка
с
крючками).
ковролеграф
44- Давай
45 поговорим.
«Истории на
ковре»
46- Расскажи
47 сказку.
48- Мир масок.
49
Побуждать детей к
совместной работе;
обратить внимание
на интонационную
выразительность
речи; объяснить
понятие
«интонация»;
упражнять детей в
проговаривании
фразы с различной
интонацией
формировать у детей
живой интерес к
театрализованной
деятельности,
развивать фантазию,
воображение, умение
правильно подбирать
костюмы и атрибуты
для театральной
постановки.
Вызвать у детей
радостный
эмоциональный
настрой от своего
показа, желание
дальше участвовать в
театральных
постановках,
воспитывать любовь
к театральному
искусству.
Побуждать к
двигательной
импровизации;
совершенствовать
«Произнеси имя»
Нужно простучать
палочками свое имя
по слогам, делая
акцент на ударный
слог: И-горь, Кирилл, Ка-тю- ша,
Крис-ти-на и т.д.
Игра - пантомима «В
гостях у сказки.
Репетиция
постановки «Кот и
семеро мышат»
Создание картинок
для ковролеграфа
Веселые диалоги.
Упражнения на
развитие
выразительной
интонации. Этюд
"Утреннее фото"
Сочинение
сказочных историй
при помощи
ковролеграфа Игра
«Змея и охотник».
Упражнение
«Гусеница».
Репетиция
постановки «Кот и
семеро мышат»
Картинки, созданные
детьми
на
предыдущем
занятии.
Показ постановки
«Кот
и
семеро
мышат»
Приветствие
«Клубок».
Упражнения
на
развитие
пластики
Небольшой
мяч.
Скакалка, веревка,
гимнастический
обруч,
валикподушка и другие
«препятствия» для
упражнения
«Гусеница».
Ковролеграф
Костюмы,
декорации,
музыкальное
сопровождение
Цветной и белый
картон,
ножницы,
фломастеры
или
карандаши.
умение передавать
образ через музыку и
танцевальные
движения.
50- Куколка на
51 пальчике.
52- Страна
53 эльфов.
движений:
«Иголка
и нитка»
2. «Цветок растет и
распускается»
Чтение
сказки
«Лисичка
со
скалочкой» Пересказ
сказки при помощи
мнемотаблицы.
Знакомство
с
представлением
«Лисичкины
проделки».
Распределение
ролей. Изготовление
масок из картона
Игра «Мост через
реку».
Разминка
«Беготня-плюс».
Отрабатывать
Театральный
выразительность
словарь: билет,
мимики, жестов,
программка,
голоса и движений
репертуар, афиша,
с отдельными
ложа.
героями сказки;
Приветствие «Я
побуждать детей
желаю тебе
действовать в
сегодня...».
Упражнение
воображаемой
«Сдвинь
меня
с
ситуации; учить
места».
Создание
детей интонационно
пальчиковых кукол.
выразительно
«новых»
проговаривать фразы, показ
Репетиция
сочетать движения и сказок.
представления
речь, развивать
«Лисичкины
воображение.
проделки».
Совершенствовать
Приветствие «Сказка
исполнительское
с мячиком»
мастерство в
Скороговорки:
эмоциональной
•Волки рыщут, пишу
передаче
ищут.
музыкального образа •Везет Сенька
героев.
Саньку с Сонькой на
учить детей четко
санках.
проговаривать слова, •Ша-ша-ша, наша
эмоционально,
шуба хороша.
воспринимать сказку, Упражнения на
развитие творческих
внимательно
проявлений детей:
относиться к
1 «Позовите друга
образному слову,
(он спит)» (на
запоминать и
1.
Шаблоны масок из
бумаги»
Степлер со
скрепками.
Моток бельевой
резинки.
Клубок ниток.
Три скакалки.
Белая или цветная
бумага.
Ножницы,
клей,
фломастеры
карандаши. детские
вязаные
перчатки
Карточки
с
персонажами
известных
сказок.
Ширма
для
кукольного театра.
Музыкальное
сопровождение,
шапочки героев.
интонационно
выразительно
воспроизводить
слова и фразы из
текста
54- Экскурсия в
55 кукольный
театр.
56- Рисуем
57 фотороботов
58- Играем
59 весеннюю
сказку
60- Бабочки на
61 ниточках.
Познакомить детей с
устройством
театрального здания,
обратить внимание
на неординарность
архитектуры и
красивый фасад.
Обогащать словарь
детей.
Подготовить
декорацию, костюмы
к сказке «Лисичкины
проделки»; работать
вместе с детьми над
текстом и
выразительным
исполнением своих
ролей.
Вызвать у детей
эмоциональный
настрой на сказку;
воспитывать
уверенность в себе, в
своих силах и
возможностях.
Развивать чувство
рифмы;
побуждать детей к
импровизации.
выразительность
интонации)
2. «Позови
заколдованным
голосом» (Злая
колдунья превратила
вас в чудовище,
позовите когонибудь
«заколдованным»
голосом)
«Позови из пещеры,
с высокой горы, из
колодца...
»
Репетиция
представления
«Лисичкины
проделки».
Экскурсия в
кукольный театр.
Беседа
«Театр
(ввести
понятия:
фойе,
партер,
балкон, лоджия)».
Приветствие
«Бабушка из
Бразилии».
Скороговорки:
Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла
Создание
«фотороботов». Игра
«Апрельские
рыбки». Репетиция
представления
«Лисичкины
проделки».
Драматизация
представления
«Лисичкины
проделки».
Полоски бумаги для
создания
фотороботов. Листы
бумаги
для
рисования.
Фломастеры
карандаши,
клей.
Рыбки желтого и
красного цвета с
привязанными
нитками.
Приветствиеразминка
«Пираты».
Упражнение
«Я
дарю тебе...». Игра «
Белая
не
очень
тонкая
бумага.
Крепкие
нитки.
Скотч.
Ножницы,
Декорация к сказке,
музыкальное
сопровождение,
костюмы и маски.
62- «Мы - актёры»
63
64- «Театральная
65 Мастерская»
Укреплять
психическое и
физическое здоровье
детей;-развивать
способность
понимать настроение
другого участника;
развивать
воображение;
познакомить детей с
понятиями
«мимика», «жест»,
«пантомима»,
«интонация»;
упражнять детей в
изображении образов
в театральных играх,
при помощи мимики,
жестов, пантомимы;
упражнять детей в
управлении куклами
- марионетками;
создать
благоприятную
атмосферу для
дружественных
взаимоотношений.
Продолжать
расширять знания
детей об
окружающей
действительности:
углублять
представления об
устройстве театра
снаружи и изнутри.
Закреплять знания
терминологии
театрального
искусства;
продолжать
развивать внимание,
память, фантазию,
Подбери
рифму»
Расскажи
стихи
руками
Игра
на
развитие
голоса
«Эхо» Изготовление
кукол на нитке. Игра
«Поймай
колокольчик» Игра
«Бездомный заяц».
Игра «Эмоции»
«Угадай, какое
настроение
пантомима, «На
полянке алеют
цветочки»,»До
болота идти далеко»
Загадки в шариках
скороговорки.
Произнесите слово
«здравствуйте» в
разном темпе и с
разными
интонациями.
Медленно, быстро,
громко, шёпотом,
радостно, удивлённо,
грустно, серьёзно,
сердито.
Психогимнастика.
Игра «Я весёлый
осьминог»,
Салют
«Красивые шары»
фломастеры
карандаши.
Шаблоны в виде
бабочек и других
насекомых.
Настольная лампа.
Колокольчик
повязка для глаз.
Дыхательная
гимнастика
Скороговорки:
Клала Клара лук на
полку, кликнула к
себе Николку. Книга
книгой, а мозгами
двигай.
Посреди двора
дрова.
Шесть мышат в
камышах шуршат.
Вез корабль
карамель,
Наскочил корабль на
мель,
Музыкальное
сопровождение,
маски и шапочки для
сказки.
Осьминоги,
звёздочки (куклы марионетки).
Пиктограммы тарелочки. Камни
морские по цвету
осьминогов.
Изображение
театральных масок.
Море-ткань синего
цвета. Воздушные
шары для загадок и
для салюта.
Магнитная доска.
Бейджики со
смайликами. Ширма
«Море».
костюмы к сказке.
воображение,
мышление,
выдержку,
коммуникативные
качества.
Воспитывать
культуру речевого
общения.
Вовлечь детей в
игровой сюжет;
проверить
приобретенные
знания и умения за
время занятий в
театральном кружке;
закреплять умение
детей использовать
различные средства
выразительности в
передаче образов
героев сказок.
68- Импровизации. Совершенствовать
69
умения детей
выразительно
изображать героев
сказки; работать над
выразительной
передачей
в
движении
музыкального образа
героев.
6667 Мой
любимый
театр
70- Чему за год
71 научились.
Совершенствовать
умения детей
выразительно
изображать героев
сказки; работать над
выразительной
передачей
в
И матросы три
недели Карамель на
мели ели.
(С разной
интонацией, силой
голоса, в диалоге.)
Игра “Разминка
театральная”.
(Изменить
внешность с
помощью костюма,
грима, прически и
т.д.) Игра
«настроение»
Его я буду называть,
попробуйте
его
показать.
Игра
жестов.
Драматизация “Как
поссорились солнце
и луна”.
Музыкальное
Итоговое занятие
сопровождение
«Мой любимый
театр». Викторина по
знакомым сказкам.
Драматизация
любимой сказки ( по
желанию детей).
Музыкальное
сопровождение
Музыкальное
сопровождение
движении
музыкального образа
героев.
72
Итоговое
занятие
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Группа
Базовый компонент
Компонент ДОУ
старшая
Должен уметь:
— разыгрывать сценки по
знакомым сказкам,
стихотворениям, песням с
использованием кукол
знакомых видов театров,
элементов костюмов,
декораций;
— чувствовать и понимать
эмоциональное
состояние
героев, вступать в ролевое
взаимодействие с другими
персонажами;
— выступать перед
сверстниками, детьми
младших групп, родителями,
иной аудиторией.
Должен знать:
— некоторые виды театров
(кукольный, драматический,
музыкальный, детский, театр
зверей и др.);
— некоторые приемы и
манипуляции, применяемые
в знакомых видах театров:
верховых
кукол,
пальчиковом,
бибабо.
Должен
иметь
представление:
— о театре, театральной
культуре;
— устройстве театра
(зрительный зал, фойе,
гардероб);
театральных профессиях (актер,
гример, костюмер, режиссер,
звукорежиссер,
декоратор,
осветитель, суфлер)
подготовительная
самостоятельно
организовывать
театрализованные игры
(выбирать сказку,
стихотворение, песню для
постановки, готовить
необходимые атрибуты,
распределять между собой
обязанности и роли);
— разыгрывать представления,
инсценировки, использовать
средства выразительности
(поза, жесты, мимика, голос,
движение);
широко
использовать
в
театрализованной деятельности
различные виды театров.
Должен знать:
— некоторые виды театров
(кукольный, драматический,
музыкальный, детский, театр
зверей и др.);
— некоторые приемы и
манипуляции, применяемые в
знакомых видах театров:
кукол- вертушек, тростевых
кукол, напольном конусном.
Должен иметь представление:
— о театре, театральной
культуре; — театральных
профессиях (капельдинер, постановщик танцев и др.)
Уровни эмоционального и артистического развития детей
Работа по театрализованной деятельности не будет полной без учета, который
свидетельствует о достижениях и недостатках педагогической работы. При этом речь идет
об объективной уровневой оценке музыкального и артистического развития каждого
ребенка в динамике. Важно сравнить первоначальные умения и навыки ребенка в начале
учебного года (конец сентября - начало октября) с его достижениями к концу учебного
года (май). С этой целью необходимо проводить обследование развития артистических и
речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе наблюдения и совместной деятельности с ребенком следует обращать
внимание на следующее:
- желание ребенка участвовать в игре, активность и инициативность;
- отношение к выбранной или порученной роли;
- развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности,
вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);
- эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, речи);
- развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти,
любознательности;
- умение выразить свое понимание сюжета и характера персонажа (в движении и речи);
- способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить
оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).
Обращая внимание на проявления в театрализованной деятельности, обращаю внимание
на те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребенка.
Для того чтобы проверить уровень развития детей,
можно использовать
следующие задания.
1.Цель - развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.
Задание: С закрытыми глазами внимательно послушать звуки окружающего мира.
Вопросы: Чьи голоса слышны на улице, в соседнем помещении? Какая машина
проехала, легковая или грузовая? Кто прошел по коридору - ребенок, женщина на
высоких каблуках, группа детей, пожилой человек т т.д.? какие настроения у людей,
которые разговаривают за стеной (слов не разобрать): они спокойно беседуют, либо один
что-то возбужденно рассказывает?
2.Цель - развитие выразительности речи и дикции.
Задание: а)Произнести скороговорку - сначала медленно, потом с ускорением:
Над овражком у дорожки Страшный стражник строит рожки.
Стражник в крепости сидит,
Стражник грозен и сердит.
б) Произнести одно слово с разной интонацией:
- Киска, как тебя зовут?
- Мяу! (нежно)
- Сторожишь ты мышек тут?
- Мяу! (утвердительно)
- Киска, хочешь молока?
- Мяу! (с большим удовольствием)
- А в товарищи щенка?
- Мяу! Фф-ррр! (изобразить по-разному: испуганно, трусливо, возмущенно)
4.Цель - развитие выразительности и пластики движений.
Задание: а)Взять со стола карандаш так, как будто это:
Червяк,
Горячая печеная картошка,
Маленькая бусинка.
б) Показать, как Баба Яга (Красная Шапочка, Буратино, любопытная сорока) смотрится
в зеркало.
5.Цель - адекватное выражение эмоций.
Задание: Рассказать и показать движениями стихотворение «Мальчики и девочки»
Н.Сорокиной:
Девочки и мальчики (кланяются)
Хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут:
Ха, ха, ха!
6.Цель - развитие умения отыскать способ оригинальных действий для передачи
игрового образа.
Задание: показать, как хитрая Лиса подкрадывается к Колобку; как Винни-Пух нашел
большой горшок с медом.
Условия реализации
Техническое оснащение занятий
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Музыкальный центр, подборка сказок, песен, мелодий;
Куклы:
театр на фланелеграфе:
куклы-картинки;
фланелеграф;
рисунки для мини - декораций.
театр верховых кукол (куклы-Петрушки);
куклы;
театральная ширма;
декорации к спектаклям.
настольный театр:
куклы;
декорации к спектаклям.
пальчиковый театр:
- куклы;
- декорации.
Театр масок:
специальные костюмы для детей;
декорации, бутафории к спектаклям;
маски;
Костюмы;
Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т.д.
Подборка игр;
Разработки занятий;
Сказки и т.п.
Взаимодействие с родителями по реализации программы
Перспективный план работы с родителями театрального кружка «Теремок».
Месяц
Формы работы
Участники
Задачи
Октябрь
Родители,
Анкетирование
«Нужна
ли
дополнительная образовательная руководитель
деятельность в ДОУ для детей?»
Ноябрь
Памятка для родителей
организовать театр дома?»
Декабрь
Семинар
практикум Родители,
«Организация
театрально- руководитель
игровой
деятельности
в старший
домашних
условиях»
с воспитатель
использованием
мультимедиапрезентацией, выставка видов
театра
Заинтересованность
родителей в том, что есть в
группе и что нужно детям
с
предложениями
продолжить
обогащать
развивающую
среду
группы
и
в других
направлениях, создавать
условия для творческого
развития детей.
Январь
Показ
театрализованного Родители,
представления
кружка дети,
«Теремок»
руководитель
Развивать интерес к
театральной
деятельности
своих
детей, создать хорошее
настроение,
привлечь
родителей
к
совместному творчеству
со своим ребёнком.
«Как
руководитель
Издательская
деятельность:
буклеты «Играем дома с
родителями».
Февраль
Фотостенд
семья»
«Театральная
Апрель
Повысить педагогическую
грамотность родителей по
вопросам
театральной
деятельности.
Родители,
дети,
руководитель
Способствовать
освоению
активной
позиции родителями в
деятельности детского
сада.
Папка
раскладушка руководитель
«Театрализованная
деятельность дошкольников».
Повысить
педагогическую
грамотность родителей
по
вопросам
театральной
деятельности.
Оформление
папкипередвижки «Ты детям сказку
расскажи»,
«Поиграйте
в
кукольный театр дома».
Март
Формирование
и
подкрепление у родителей
установки
на
сотрудничество.
Фотоальбом:
«Театрализованная
Родители,
Вызвать интерес у
родителей к жизни
деятельность в детском саду». руководитель
Май
ДОУ
Выставка театральных кукол,
сделанных руками родителей.
Шитьё костюмов для сказки.
Привлечение родителей
к
обогащению
развивающей
среды
группы в театральном
уголке,
помощь
в
подготовке
атрибутов
для
выступлений,
детских костюмов.
Анкетирование
Показ Родители,
костюмированной
сказки дети,
«Муха- Цокотуха». Родителям руководитель
и сотрудникам сада.
Подведение
итогов
работы дополнительной
образовательной
деятельности «Теремок»
Список литературы
Акулова Т. А. Театрализованные игры.
Григорьева Т.С. Программа « Театр Маленького актёра» для детей 5-7 лет.
Москва, ТЦ «Сфера», 2012
•
Ковалец «Азбука Эмоций».
•
Князева О.Л.- Я - Ты - Мы. Программа социально-эмоционального развития
дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2003.
•
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего
школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.,
•
Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для
работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: Сфера Год:
2001
•
•
•
Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М.,
2000.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском
саду. - М.: Школьная Пресса», 2000. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
•
Сорокина Н.Д. Программа "Театр - Творчество - Дети": Пособие для
воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей
детских садов, АРКТИ, 2004г.
•
• Сорокина Н.Ф.. «Сценарии театральных занятий в детском саду» Москва 2004 год.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.: «АРКТИ», 2001. Сборник «
театральные игры, этюды, сценки, пьесы». (По материалам интернета).
•
Чистякова М.И. Психогимнастика.