Ротко
Валентина
Ивановна
Подписан цифровой подписью:
Ротко Валентина Ивановна
DN: O="МБДОУ детский сад № 24
""Звёздочка""", CN=Ротко
Валентина Ивановна, E=valentinartk@rambler.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Расположение:
Дата: 2024.09.06 09:40:25+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2023.3.0
Пояснительная записка.
Работа кружка «АБВГДейка» направлена на ознакомление дошкольников с грамотой, с
формированием фонематического слуха, развития грамматического строя речи, со знакомством
звуко-буквенного анализа слова. Учебный план по оказанию дополнительной образовательной
услуге составлен на основе пособий
«Занимательное азбуковедение» В.В. Волиной М: «Просвещение», 2000г.
Тетрадь Обучение грамоте: «Учим звуки и буквы» И.С. Мурылева, Ю.В., Мурылев М:
Издательство «Гном», 2017г
Тетрадь Обучение грамоте: «Читаем слова и предложения» И.С. Мурылева, Ю.В. Мурылев
М: Издательство «Гном»,2017г.
БУКВАРЬ Н.С. Жуковой
Кружок «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая форма работы очень эффективна, так как
именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во всю
непосредственную образовательную деятельность включены всевозможные игры по
развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические,
графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного
образования детей «АБВГДейка» проводится во вторую половину дня 2 раза в неделю, 8 раз
– в месяц.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности
по реализации дополнительного образования детей – 30 мин.
Форма предоставления услуги - групповая.
Цель: формирование всех сторон речи, подготовка детей к освоению грамоты,
обучение навыкам чтения.
Задачи:
Развивающие:
Развивать желание читать;
Развивать потребность в грамотности;
Развивать фонематический слух и умение печатать буквы.
Обучающие:
Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
Прививать любовь к книге;
Обогащать словарный запас и развивать речь;
Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к книге;
Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.
Ожидаемый результат: к концу года воспитанники будут знать:
все звуки и буквы русского алфавита;
уметь вычленять первый и последний звук в слове;
правильно называть мягкие и твердые звуки вне слова;
делить слова на слоги, выделять ударный слог;
писать (печатать) буквы разного размера (крупные и мелкие);
составлять предложения с заданными словами;
правильно произносить звуки речи, четко и ясно произносить слова;
использовать в речи обобщающие слова;
правильно держать карандаш;
ориентироваться на листе бумаги;
закрашивать нарисованный предмет, не выступая за контур;
штриховать нарисованный предмет прямыми и наклонными линиями.
Календарно-тематическое планирование
№
Занятия
Тема
Задачи
Октябрь
1
2
3,4
Тема: «Знакомство 1.Познакомить детей с понятием «звук»,
«слово».
с кружком
«АБВГДейка»
с 2.Учить находить слова с заданным звуком.
3.Дать детям представление о слове (имеет
Городом
значение, звучит, потому что слова состоят
«Буквоградом»
из звуков, слова звучат по разному).
«Звук и слово»
4.Развивать умение вслушиваться в слова,
слышать
звуки
в
словах,
учить
интонационному выделению звука в начале,
середине и в конце
слова.
1. Познакомить с понятием «предложение».
Тема:
2.
Учить определять порядок
«Предложение»
слов в предложении.
3.
Учить детей выделять предложения из
речевого потока (связного рассказа).
4. Познакомить с термином «предложение».
5. Дать детям представление о том, что в
предложении
может быть
разное
количество слов.
6. Учить складывать двух или трех
словные предложения о предметах.
Тема: «Гласный звук 1.Дать детям понятие о том, что звуки мы
слышим, а буквы пишем.
[а], буквы А, а»
2. Познакомить с буквой А, закреплять
понятие
«буква».
3.Учить заменять в схеме обозначение
гласного (красный квадрат) буквой А.
4. Учить выделять заданный гласный звук из
потока гласных звуков; в начале, середине и в
конце слова, в словах из текста;
5. Учить печатать буквы А, а.
6. Учить штриховать.
7. Развивать фонематический слух, мелкую
моторику.
Продолжать знакомить детей с
понятием
«гласный звук».
2.
Учить
выделять
заданный
гласный звук из потока гласных звуков; в
начале слова; в словах из текста.
3. Закреплять понятие «звук», «слово».
4.
Продолжать знакомство с буквой
У, закреплять понятие «буква».
5. Учить печатать буквы У, у.
6. Учить штриховать.
7. Развивать фонематический слух, мелкую
моторику.
5,6
Тема: «Гласный
звук [у], буквы У, у »
7,8
1.Познакомить детей с новой буквой О.
Тема: «Гласный
звук [о], буквы О, о » 2.Продолжать учить звуковой анализ слов,
заменяя
фишки
в
моделях
слов
выученными буквами, делить слова на слоги,
самостоятельно преобразовывать слова из двух
слогов в слова трехсложные.
3. Закрепить навык чтение слогов «
АО», « ОА»,
« УО», «ОУ» и выученных гласных букв.
4. Учить печатать буквы О, о.
5. Учить штриховать.
6.
Развивать фонематический
слух, мелкую моторику.
1.
Ноябрь
9,10
Тема
«Согласные звуки
[м] - [м’], буквы М,
м»
Познакомить
с
твердым
согласным звук [м], мягким
согласным звук [м’], с буквами М, м.
2. Учить различать их на слух.
3.
Продолжать
учить
детей
делать звуковой и слоговой анализ слов,
закреплять умение
выделять нужный звук в слове, определять
его положение в слове.
4.
Учить детей читать, плавно
произносить два звука последовательно,
чтобы получился слог.
5. Учить печатать букву м.
6. Учить штриховать.
7.
Развивать фонематический
слух, мелкую моторику.
1.
11,12
13,14
1.
Познакомить
с
твердым
Тема:
«Согласные звуки [с] согласным звук [с], мягким согласным
- [с’], буквы С, с»
звук [с’], с буквами С, с.
2. Учить различать их на слух.
3.
Продолжать
учить
слитно
произносить звуки читая слоги-слияния,
читать слоги с буквой С и всеми изученными
гласными.
4.
Учить читать слова из одного и
двух слогов( СОМ, САМ, АУ, УА,САМА,МА-МА).
4.
Закреплять умение делать
слоговой анализ слова, выделять звуки в
словах (гласные, согласные, твердые,
мягкие).
5. Учить печатать букву с.
6. Учить штриховать.
7.
Развивать фонематический
слух, мелкую моторику.
1.
Познакомить с твердым согласным
Тема:
«Согласные звуки звук [х], мягким согласным звук [х’], с
[х] - [х’], буквы Х, х» буквами Х, х.
2. Учить различать их на слух.
3.
Продолжать
учить
слитно
произносить звуки читая слоги-слияния, читать
слоги с буквой Х и всеми изученными
гласными.
4.
Учить читать слова из одного и двух
слогов( МОХ, ХАМ, АХ, УХ, МАХ, МУ-ХА,
СУ-ХО).
5.
Закреплять
умение
делать
слоговой анализ слова, выделять звуки в
словах (гласные, согласные, твердые,
мягкие).
6. Учить печатать букву х.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать фонематический слух,
мелкую моторику.
15,16
1.
Познакомить с твердым согласным
Тема:
«Согласные звуки звук [р], мягким согласным звук [р’], с
[р] - [р’], буквы Р, буквами Р, р.
2. Учить различать их на слух.
р»
3.
Продолжать
учить
слитно
произносить звуки читая слоги-слияния, читать
слоги с буквой Р и всеми изученными
гласными.
4.
Учить читать слова ( ХОР, РА-МА,
РО-МА, МУ-ХО-МОР,МУ-СОР).
5.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву р.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать фонематический слух,
мелкую моторику.
Декабрь
17,18
19,20
Познакомить с твердым согласным
звук [ш], с буквами Ш, ш.
2. Учить различать их на слух.
3.
Продолжать
учить
слитно
произносить звуки читая слоги-слияния, читать
слоги с буквой Ш и всеми изученными
гласными.
4.
Учить слова из одного и двух слогов
( ШАР, ШРАМ, МАРШ, СА-ША, ШУ-РА)
5.
Закреплять
умение
делать
слоговой анализ слова, выделять звуки в
словах (гласные, согласные, твердые,
мягкие).
6. Учить печатать букву ш.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать фонематический слух,
мелкую моторику.
1.
Познакомить с буквой Ы, ее написанием,
звук дать понятие, что гласная буква Ы обозначает
гласный звук [ы], перед звуком [ы] все согласные
звуки произносятся твердо, что звук [ы] встречается
только в середине и в конце слова.
2.
Продолжать учить детей делать звуковой
анализ слова, делить слова на слоги.
3. Закрепить навык чтение слогов « Аы», «
Оы»,
« Уы», «Мы», «Сы», «ыш», ит.д
4. Учить штриховать.
5.
Развивать фонематический слух,
мелкую моторику.
Тема:
«Согласные звук
[ш] , буквы Ш, ш»
Тема:
«Гласный
[ы], буквы
ы»
1.
21,22
23,24
1.
Познакомить с твердым согласным
Тема:«Согласны
е звуки [л] - [л’], звук [л], мягким согласным звук [л’], с буквами
буквы Л, л»
Л, л.
2. Учить различать их на слух.
3.
Продолжать учить слитно произносить
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Л
и всеми изученными гласными.
4.
Учить читать слова и предложения (
ЛОМ, ЛУ- ША, МА-ЛА, МЫ-ЛА ), ( МА-МА МЫЛА РА- МУ., ЛУ-ША МА-ЛА.)
5.
Закреплять умение делать слоговой анализ
слова, выделять звуки в словах (гласные, согласные,
твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву л.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать фонематический слух,
мелкую моторику.
1.
Познакомить с твердым согласным
Тема:
звук [н], мягким согласным звук [н’], с буквами
«Согласные
звуки [н] - [н’], Н, н.
2. Учить различать их на слух.
буквы Н, н»
3.
Продолжать учить слитно произносить
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Н
и всеми изученными гласными.
4. Учить читать слова и предложения.
5.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву н.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать фонематический слух,
мелкую моторику.
Январь
25,26
Тема:
«Согласные
звуки [к] - [к’],
буквы К, к»
Познакомить с твердым согласным
звук [к], мягким согласным звук [к’], с буквами
К, к.
2. Учить различать их на слух.
3.
Продолжать учить слитно произносить
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой
К и всеми изученными гласными.
4. Учить читать слова и предложения.
5.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах
(гласные, согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву к.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать фонематический слух,
мелкую моторику.
1.
27,28
29,30
31,32
1.
Познакомить с твердым согласным
Тема:
«Согласные звуки звук [т], мягким согласным звук [т’], с буквами
[т] - [т’], буквы Т, Т, т.
2. Учить различать их на слух.
т»
3.
Продолжать учить слитно произносить
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой
Т и всеми изученными гласными.
4.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах
(гласные, согласные, твердые, мягкие).
5. Учить печатать букву т.
6. Учить штриховать.
7.
Развивать фонематический слух,
мелкую моторику.
1.
Ознакомление с артикуляцией звука[и].
Тема:
«Гласный звук 2.Формирование умения узнавать звук[и]в ряду
гласных звуков, ударный начальный звук [и] из
[и], буквы И, и
слова.
»
3.Знакомство с буквой и.
4.Конструирование и печатание буквы и.
5.Формирование умения узнавать букву и в словах.
6.Составление и чтение слияний иа, аи, иу и т.д
Тема:
«Согласные
звуки [п] - [п’],
буквы П, п»
Февраль
Познакомить с твердым согласным
звук [п], мягким согласным звук [п’], с буквами
П, п.
2. Учить различать их на слух.
3.
Продолжать учить слитно произносить
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой
П и всеми изученными гласными.
4. Учить читать.
5.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах
(гласные, согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву п.
7. Учить штриховать.
8. Развивать фонематический слух, мелкую
моторику
1.
33,34
35,36
37,38
39,40
Познакомить с твердым согласным звук
[з], мягким согласным звук [з’], с буквами З, з.
2. Учить различать их на слух.
3.
Продолжать учить слитно произносить
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой З и
всеми изученными гласными.
4. Учить читать.
5.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву з.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать
фонематический
слух,
мелкую моторику.
1.
Познакомить с мягким согласным звук
Тема:
[й’], с буквой й.
«Согласные
2. Учить различать на слух.
звуки [й], буквы
3.
Продолжать учить слитно произносить
й»
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Й и
всеми изученными гласными.
4. Учить читать слова.
5.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву й.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать
фонематический
слух,
мелкую моторику.
1.
Познакомить с твердым согласным звук
Тема:
[г], мягким согласным звук [г’], с буквами Г, г.
«Согласные
2. Учить различать их на слух.
звуки [г] - [г’],
3.
Продолжать учить слитно произносить
буквы Г, г»
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Г и
всеми изученными гласными.
4. Учить читать слова.
5.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву г.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать
фонематический
слух,
мелкую моторику.
1. Познакомить с твердым согласным звук [в],
Тема:
«Согласные
мягким согласным звук [в’], с буквами В, в.
2. Учить различать их на слух.
звуки [в] [в’], буквы В, в».
Тема:
«Согласные
звуки [з] - [з’],
буквы З, з»
1.
Продолжать учить слитно произносить
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой В и
всеми изученными гласными.
4. Учить читать слова.
5.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву в.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать
фонематический
слух,
мелкую моторику.
3.
Март
41,42
1.
Познакомить с твердым согласным звук
Тема:
[д], мягким согласным звук [д’], с буквами Д, д.
«Согласные
звуки [д] - [д’],
2. Учить различать их на слух.
3.
Продолжать учить слитно произносить
буквы Д, д»
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Д и
всеми изученными гласными.
4.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
5. Учить печатать букву д.
6. Учить штриховать.
7.
Развивать
фонематический
слух,
мелкую моторику.
43,44
1.
Познакомить с твердым согласным звук
Тема:
[б], мягким согласным звук [б’], с буквами Б, б.
«Согласные
2. Учить различать их на слух.
звуки [б] - [б’],
3.
Продолжать учить слитно произносить
буквы Б, б»
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Б и
всеми изученными гласными.
4. Учить читать слова.
5.
Закреплять умение делать слоговой
анализ слова, выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву б.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать
фонематический
слух,
мелкую моторику.
Тема:.
1.
Познакомить с твердым согласным звук
[ж], с буквами Ж, ж.
«Согласные
2. Учить различать их на слух.
звук
[ж],
3.
Продолжать учить слитно произносить
буквы Ж, ж»
звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой Ж и
всеми изученными гласными.
4. Учить читать слова.
44,45
Закреплять
умение
делать слоговой анализ слова,
выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву ж.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
1.
Познакомить с буквой Е, ее
Тема:
«Знакомство с буквой написанием, дать понятие, что гласная
Ее и звуком [йэ]. буква Е в начале слова и после гласных
Звуковой
анализ обозначает два звука [йэ] и т.д., а после
согласных звук [э] и т.д. и обозначают
слов.
мягкость согласного звука.
2.
Продолжать
учить
детей
делать звуковой анализ слова, делить
слова на слоги.
3. Закрепить
навык
чтение
слогов.
4. Учить печатать буквы Ее.
5. Учить штриховать.
6.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
5.
46,47
Апрель
48,49
Тема:
«Знакомство
с
буквой Я и звуком
[йа]. Звуковой анализ
слов.
Познакомить с буквой Я, ее
написанием, дать понятие, что гласная
буква Я в начале слова и после гласных
обозначает два звука [йа] и т.д., а после
согласных звук [а] и т.д. и обозначают
мягкость согласного звука.
2.
Продолжать
учить
детей
делать звуковой анализ слова, делить
слова на слоги.
3. Закрепить
навык
чтение
слогов.
4. Учить печатать буквы Яя.
5. Учить штриховать.
6.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
1.
50,51
52,53
54,55
Познакомить с буквой Ю, ее
написанием, дать понятие, что гласная
буква Ю в начале слова и после
гласных обозначает два звука [йу] и
т.д., а после согласных звук [у] и т.д. и
обозначают
мягкость согласного звука.
2.
Продолжать
учить
детей
делать звуковой анализ слова, делить
слова на слоги.
3. Закрепить
навык
чтение
слогов.
4. Учить печатать буквы Юю.
5. Учить штриховать.
6.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
1.
Познакомить с буквой Ё, ее
Тема:
«Знакомство
с написанием, дать понятие, что гласная
буква Ё в начале слова и
буквой Ё и звуком
после гласных обозначает два звука
[йо] и т.д., а
после согласных звук [о] и т.д. и
[йо].
Звуковой
обозначают мягкость согласного звука.
анализ слов.
2.
Продолжать
учить
детей
делать звуковой анализ слова, делить
слова на слоги.
3. Закрепить
навык
чтение
слогов.
4. Учить штриховать.
5.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
1.
Познакомить с
мягким
Тема:
«Согласные
звук согласным звук [ч’], с буквами Ч, ч.
2. Учить различать их на слух.
[ч’], буквы Ч, ч»
3.
Продолжать учить слитно
произносить звуки читая слогислияния, читать слоги с буквой Ч и
всеми изученными гласными.
4. Учить читать слова.
5.
Закреплять
умение
делать слоговой анализ слова,
выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
6. Учить печатать букву ч.
7. Учить штриховать.
8.
Развивать
фонематический слух, мелкую
Тема:
«Знакомство
с
буквой Ю и звуком
[йу]. Звуковой анализ
слов.
1.
моторику.
Май
56,57
58,59
60,61
1.
Познакомить с буквой Э, ее
Тема: «Гласный
написанием, дать понятие, что гласная
звук [э], буквы Э,э »
буква Э обозначает гласный звук [э],
перед звуком [э] все согласные звуки
произносятся твердо.
2.
Продолжать
учить
детей
делать звуковой анализ слова, делить
слова на слоги.
3. Закрепить навык чтение.
4. Учить печатать букву э.
5. Учить штриховать.
6.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
1.
Познакомить с твердым
Тема:
«Согласные звук [ц], согласным звук [ц], с буквами Ц, ц.
2. Учить различать их на слух.
буквы Ц, ц»
3.
Продолжать учить слитно
произносить звуки читая слогислияния, читать слоги с буквой Ц и
всеми изученными гласными.
4.
Закреплять
умение
делать слоговой анализ слова,
выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
5. Учить печатать букву ц.
6. Учить штриховать.
7.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
1.
Познакомить с твердым
Тема:
звук
[ф],
мягким
«Согласные звуки согласным
[ф] - [ф’], буквы Ф, согласным звук [ф’], с буквами Ф, ф.
2. Учить различать их на слух.
ф»
3.
Продолжать учить слитно
произносить звуки читая слогислияния, читать слоги с буквой Ф и
всеми изученными гласными.
4.
Закреплять
умение
делать слоговой анализ слова,
выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
5. Учить печатать букву ф.
6. Учить штриховать.
7.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
62,63
64,65
66,67
1.
Познакомить
с
мягким
Тема:
«Согласные
звук согласным звук [щ’], с буквами Щ, щ.
2. Учить различать их на слух.
[щ’], буквы Щ, щ»
3.
Продолжать учить слитно
произносить звуки читая слогислияния, читать слоги с буквой Щ и
всеми изученными гласными.
4.
Закреплять
умение
делать слоговой анализ слова,
выделять звуки в словах (гласные,
согласные, твердые, мягкие).
5. Учить печатать букву щ.
6. Учить штриховать.
7.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
1.
Познакомить
детей
с
Тема:
буквой ь, с показателем мягкости
Показатель
мягкости согласного согласных звуков.
Ь знак
2. Учить печатать букву ь.
3. Учить штриховать.
4.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
Тема:
Показатель
твердости согласного
Ъ знак
Познакомить детей с
буквой ъ, с показателем твердости
согласных звуков.
2.
Учить печатать букву ъ.
3.
Учить штриховать.
4.
Развивать
фонематический слух, мелкую
моторику.
1.
68,69,70,71,
72
Тема:
Повторение