Ротко
Валентина
Ивановна
Подписан цифровой подписью: Ротко
Валентина Ивановна
DN: O="МБДОУ детский сад № 24 ""
Звёздочка""", CN=Ротко Валентина
Ивановна, E=valentina-rtk@rambler.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Расположение:
Дата: 2024.09.06 09:21:11+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 2023.3.0
Педагогическая диагностика
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 24 «Звёздочка»
муниципального образования Абинский район
в 2024-2025 гг.
Согласно ФГОС ДО и ФОП ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, однако педагогический
коллектив детского сада считает корректным проводить оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы в
рамках педагогической диагностики. Педагогическую диагностику воспитатель имеет право проводить по собственному
усмотрению со всеми детьми группы независимо от пожеланий родителей. Ее результаты могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизация работы с группой детей.
Организация педагогической диагностики в ДОО Согласно п. 3.2.3 ФГОС ДО, при реализации образовательной
программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного
возраста в рамках педагогической диагностики. Оценка индивидуального развития детей (педагогическая диагностика)
проводится педагогами (воспитателями и специалистами) в ходе внутреннего мониторинга становления основных
(ключевых) характеристик развития личности ребенка. С целью определение степени освоения ребенком образовательной
программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОО на развитие дошкольника. Основным
назначением диагностики, проводимой педагогическими работниками, является оценка индивидуального развития детей
дошкольного возраста, эффективности педагогических действий и дальнейшего планирования. Педагогическая
диагностика (мониторинг) осуществляется в форме наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе
непрерывной образовательной деятельности с ними во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития
каждого ребенка фиксируются педагогом два раза в год (в сентябре и мае). Результаты наблюдения педагог получает в
естественной среде в рамках:
- физического развития;
- социально-коммуникативного;
- познавательного;
- художественно-эстетическое;
- речевого.
Педагогическая диагностика соответствует целевым ориентирам ФОП ДО для детей групп общеразвивающей
направленности и ФАОП ДО для детей групп компенсирующей направленности (с тяжелыми нарушениями речи, с
задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Инструментарий педагогической диагностики ОП ДО МБДОУ детский сад № 24
Оценка результатов педагогической диагностики имеет соответствующую градацию:
- «достаточный уровень» - когда исследуемый показатель сформирован и соответственно наблюдается в
самостоятельной деятельности ребенка;
- «уровень, близкий к достаточному» - когда тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется
неустойчиво (или в совместной деятельности со взрослым);
- «недостаточный уровень» - если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка: ни в самостоятельной,
ни в совместной со взрослым, ни в условиях специально созданной ситуации, провоцирующей его проявление.
Результаты по картам развития на конец возраста интерпретируются следующим образом:
- преобладание «достаточного уровня» свидетельствуют об успешности индивидуального развития ребенка;
- преобладание «близкий к достаточному» указывает на усиление индивидуальной работы по данным направлениям, а
также усилить взаимодействие с семьей;
- присутствие «недостаточного уровня» может потребовать комплексного психологического диагностического
воздействия (Парамонова Л.А. «Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей»).
Карты развития детей по ОП ДО МБДОУ детский сад № 24
Карта развития ребенка 2-3 года
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
Социально-коммуникативное развитие
Выражает потребность в общении, доброжелательном внимании, заботе взрослых, подходит,
заглядывает в глаза, обнимает, обращается с просьбой
Радуется, когда взрослый хвалит его, болезненно переживает неодобрение. Нуждается в ласке взросл.
Проявляет интерес, доверие, симпатию к окружающим взрослым и сверстникам: угощает, играет
Способен заметить эмоциональное состояние взрослых и детей, проявляет сочувствие
Знает элементарные нормы и правила поведения: поменяться, поделиться игрушкой; нельзя драться,
говорить плохие слова. Понимает и выполняет требования взрослого «осторожно», «не торопись»;
адекватно реагирует на запрет, может терпеть
Способен вступать в несложный диалог со взросл. и сверстниками: обратиться с просьбой и т.д.
Обозначает себя личным местоимением «я» (пою)
Ярко проявляет потребность в самостоятельности «Я сам». «Я хороший»
Способен к элементарному самообслуживанию (одевается сам, с помощью взрослого - пуговицы)
Эмоционально, активно откликается на предложение поиграть
Принимает условную игровую ситуацию (кормит куклу). Может выполнять условные действия с
образными игрушками
Объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормить, переодеть куклу)
Начинает осознавать свою гендерную принадлежность «Я-девочка», в прическе, одежде
Познавательное развитие
Ориентируется в цветах, находит по образцу
(«Дай такой же»). Указывает на основные цвета
Собирает и разбирает дидактические 2-х и 3-х местные игрушки (матрешка, пирамидка)
Собирает (с помощью взрослого) одно-, затем разноцветные пирамидки 4-5 деталей, по убывающей
Ориентируется в плоскостных фигурах, подбирая формы по образцу
Использует предметы домашнего обихода, предметы-игрушки, предметы – орудия по их
функциональному назначению (ложкой ест) в самостоятельной игровой и бытовой деятельности
Конструирует из деталей строительного материала несложные постройки из 2-3 деталей, простые образы
из жатой бумаги (цветочки, салют)
Имеет элементарные представления: о строении человека (у всех есть руки, ноги и т.д.); его физических
эмоциональных состояниях (проголодался-наелся, заплакал-засмеялся); деятельность близких людей
(мама моет пол)
Узнает и называет объекты живой и неживой природы (дерево); некоторых домашних животных
(кошка); их детенышей (котенок); знает некоторых животных – обитателей леса (лиса); птиц (воробей)
Имеет представление о некоторых профессиях (доктор лечит), видах транспорта (машина и т.д.)
Речевое развитие
Общается со взрослыми и детьми, используя речь и неречевые средства общения (мимика, жесты и т.д.)
Имеет достаточно активный словарь (называет предметы, их части, действия и качества (машина –колеса
и руль, она едет, машина красная)
Правильно произносит гласные, простые согласные звуки, свистящие
Способен слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание. Стремится
повторять слова и строки знакомых стихов. Отвечает на элементарные вопросы по содержанию
Художественно – эстетическое развитие
В рисовании переходит от непроизвольных действий и ассоциаций к произвольным, создает простейшие
изображения предметов (домик) из мазков, пятен, штрихов (овальных, прямоугольных)
Начинает называть получившееся изображение
Владеет простейшими приемами лепки из глины и пластилина (раскатывание, круговые движения); в
аппликации – навыком наклеивания готовых форм
Проявляет высокую эмоциональную отзывчивость на музыку, подпевает взрослому; воспроизводит
основные (шаг, бег, прыжки) и плясовые движения по подражанию и самостоятельно;
с удовольствием участвует в музыкальной игре
С удовольствием слушает небольшие яркие по муз-м образам инструментальные пьесы; песни в
исполнении взрослого; рассказы, иллюстрируемые музыкой
Проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах для малышей. Узнает героев известных ему
литературных произведений и сопереживает им
Выделяет любимые сказки, стихи
Физическое развитие
Имеет глубокий сон и активен во время бодрствования
Имеет хороший аппетит, регулярный стул
Получает удовольствие от участия в двигательной деятельности
Во время ходьбы перешагивает через предметы (высотой 10 см)
Прыгает на месте и с продвижением вперед
Может бежать непрерывно в течение 30-40с; к цели
Правильно воспроизводит простые движения по показу взрослого
Карта развития ребенка 3-4 лет
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
Физическое развитие
Прыгает, бегает, подбрасывает и ловит мяч
Использует приобретенные двигательные навыки в самостоятельной деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Начинает регулировать свое поведение в соответствии с нормой, при поддержке взрослого доводит дело
до конца
Прилагает волевые усилия для преодоление трудностей (правила игры, препятствия)
Проявляет интерес и доброжелательное отношение к окружающим
Способен заметить эмоциональное состояние взрослых и детей, проявляет сочувствие
Владеет элементарными навыками культурного общения: здоровается, благодарит и т.д.
Обращается по имени и отчеству к воспитателям
Самостоятелен в умывании, раздевании и т.п.
Убирает на место одежду, игрушки и т.п.
Аккуратен во время еды, умеет использовать носовой платок, замечает испачканную одежду.
Выполняет отдельные поручения
Знает, что нельзя разговаривать с незнакомыми
Вступает в ролевой диалог со взрослым и сверстниками
Организует несложные сюжеты.
Отображает в игре и речи знания о труде взрослых
Познавательное развитие
Знает свое имя и фамилию, имена членов семьи
Различает и выделяет в предметах и объектах:
- различные формы и фигуры,
- семь цветов спектра и их оттенков,
- параметры величины.
Выделяет цвет, форму, величину, группирует
В практических действиях с новыми предметами проявляет интерес к их свойствам
Проявляет интерес к объектам природы, наблюдает
Путем проб и ошибок находит решение элементарных практических задач, подражая взрослому
Обобщает способы предметных, игровых действий, может использовать в новых условиях
Конструирует простейшие постройки, решая сюжетно-игровые задачи
При выполнении общей работы делает различные мелкие детали из бумаги (различным способом)
Различает пространственные направления
Имеет элементарные представления о контрастных частях суток (день-ночь)
Различает количественные группы предметов
Выстраивает и раскладывает в ряды предметы
Способен общаться со взрослым на темы ситуаций
Задает вопросы о новых вещах
Замечает целесообразность и целенаправленность действий, устанавливает причинно-следственные
связи собственных действий
Речевое развитие
Использует речь для инициирования общения, оценки себя
Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь
Обладает определенным словарным запасом
Отвечает на вопросы воспитателя, делиться впечатлениями из личного опыта
Правильно произносит гласные, простые согласные
Поддерживает диалог со взрослым, рассматривая знакомые книги с иллюстрациями
Художественно – эстетическое развитие
С удовольствием рисует, лепит, конструирует
В аппликации может составлять изображения и композиции из 2-3-х готовых элементов
В лепке использует разные способы: сплющивание, вытягивание, соединение готовых частей
При рисовании самостоятельно выбирает цвет бумагу, рисует карандашами, фломастером, мелками,
красками
С удовольствием поет, двигается под музыку в упражнениях и этюдах, играх-драматизациях
Различает звучание оркестра и отдельных музыкальных инструментах
Ярко проявляет эмоции при слушании литературных произведений
Карта развития ребенка 4-5 лет
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
Физическое развитие
Группа здоровья
Соответствие антропометрических показателей возрастной норме
Развитие основных движений
Социально-коммуникативное развитие
Начинает регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявляет волевые усилия в
ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен» (выполняет действия
самообслуживания, несложные поручения взросл.)
Может сдерживать себя, свои непосредственные ситуативные желания (прекратить играть, когда все
собираются на прогулку)
Выражает свои чувства в приемлемой форме (мне обидно, я рассердился, когда ты взял у меня игру)
Чувствует, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется и адекватно реагирует на эти состояния:
сочувствует, откликается на просьбу, если взрослый или сверстник чем-то огорчены
Ярко проявляет потребность в общении со сверстниками: проводит с детьми своей группы значительную
часть времени, предоставленного для самостоятельных игр и других видов деятельности; Охотно
участвует в совместной деятельности
Владеет коммуникативными умениями и навыками: приветливо здоровается, называет сверстников по
имени (послушай, давай мириться)
Положительно оценивает себя и свои возможности-говорит о себе: «Я хороший», «Я могу»
Проявляет чувство собственного достоинства: обижается, когда не учитываются его интересы, желания
Чувствует доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе сверстников. Переживает, если
его не принимают в игру, задает вопрос «Почему меня не берут в игру?»
Соблюдает правила культурного поведения в, быту, замечает неполадки в одежде, обуви и находит сам
или с помощью взрослого способ их устранения; моет руки перед едой, после туалета, аккуратен во
время еды, умеет пользоваться носовым платком, протирает обувь, причесывается, вытирает ноги перед
входом в детский сад
В совместной самодеятельной игре изменяет ролевое поведение в зависимости от особенностей ролей
партнеров, умеет найти подходящую по смыслу роль в игре со сверстником
Организует игры на бытовые и сказочные сюжеты, проигрывает сценки из наблюдаемых событий
Активно принимает игровые проблемные ситуации (сюжетные ходы, предлагаемые сверстниками),
развивает их дальше, выстраивая в целостный сюжет
Имеет представления о некоторых правилах поведения и стремится их выполнять: в природе (не рвать
растения), в быту (выключать свет)
Имеет представление о том, как нужно вести себя в транспорте (нельзя бегать, шуметь, осторожно
входить и выходить, не отвлекать водителя)
Понимать значение светофора, его цветов, иметь представления о правилах перехода проезжей части
Познавательное развитие
Знает свое имя и фамилию, имена членов семьи
Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы (круг, полукруг, квадрат и т.д.) и
объемные фигуры (куб, шар, кирпичик, призма)
Различает и называет 9 цветов (цвета радуги и черный, белый) и их светлые и темные оттенки (темнокрасный, светло-желтый и т.д.)
Различает и называет параметры величины (длина, ширина, высота) и несколько градаций величин
данных параметров (самый длинный, короче)
Может провести целостно-расчлененный анализ объектов: выделить целое, затем его части, детали,
объять объект в целом (дом: крыша-треугольник)
В практических действиях с новыми предметами пытается узнать и использовать в своей деятельности их
свойствам (соединять детали для создания постройки из незнакомого конструктора)
Путем проб и ошибок находит решение новых практических задач (смешивает краски для получения
нужного цвета, преобразовывает лист бумаги в треугольник и т.д.)
Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками, словами, в
результате которого возникает оригинальный продукт.
Конструирует по образцу; преобразует конструкции по заданию взрослого, используя различные
материалы (строительные наборы)
Пользуется простыми способами конструирования (надстраивание, разрывание, скручивание бумаги)
Владеет способами построения замысли и элементарного планирования своей деятельности
Определяет положение предмета в пространстве относительно себя (верху, внизу)
Имеет элементарные представления о частях суток и ориентируется в последовательности названий
ближайших дней (вчера, завтра)
Может сравнивать предметы, находить в них сходства и различия, систематизировать и группировать
объекты по разным признакам (цвет)
Может пересчитывать предметы и определять их количество в пределах 5-10 штук
Сравнивает предметы по параметрам величины (длине, ширине, высоте), выстраивает их в ряды в 1 см в
размере, возрастающем или убывающем порядке
Знает, в каком городе (поселке) он живет
Способен общаться со взрослым, опираясь на опосредованный опыт, т.е. ситуаций, в которых лично не
участвовал (прочитанное)
Задает вопросы о новых вещах, рассуждать
Классифицирует объекты природы, производя обобщения предметов по определенным признакам
Правильно устанавливает элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями
природы: с первым теплом – растения
В игре и беседе демонстрирует знания о разных профессиях
Речевое развитие
Использует речь для инициирования общения, регулирования собственного поведения («Я подожду»),
оценки своих действий («Получилось красиво»), выражения своих желаний («Нарисую..), для
высказываний на темы из личного опыта
В игровом взаимодействии со сверстниками использует ролевые высказывания и высказывания по
поводу организации игры
Может построить рассказ из нескольких простых предложений самостоятельно или с помощью
воспитателя, описывая игрушку или сочиняя небылицы, загадки, потешки
Проявляет интерес к играм со словами, звуками, рифмой, смыслами
Звукопроизношение в основном сложилось, может быть замена звуков [р] на [л]
В диалоге, в общении со взрослыми и сверстниками строит развернутые высказывания в соответствии с
грамматическими нормами родного языка, словотворчество
Читает стихи, совместно с воспитателем пересказывает знакомые произведения, участвует в их
драматизации, самостоятельно разыгрывает диалоги персонажей
Художественно – эстетическое развитие
В рисовании создает образы знакомых предметов, передает характерные признаки (цвет, величина),
проявляет собственное видение
Создает многофигурные композиции пейзажного и сказочного характера
В лепке создает образы персонажей, передает их настроение
Расписывает вылепленные из глины игрушки
В аппликации самостоятельно составляет предметные, сюжетные и декоративные композиции из
вырезанных форм
Сочетает различные техники изобразительной деятельности (живопись, графика, пластика) при создании
индивидуального замысла
Воспроизводит в движениях характер музыки, творчески решает музыкально-двигательные задачи в
сюжетных этюдах и танцах, поет несложные песни, решает ролевые задачи, игры-драматизации
Может определить общее настроение и жанр музыкального произведения (марш, песня, танец), слышит
отдельные средства музыкальной выразит
Эмоционально воспринимает поэтический и прозаический художественный текст (радуется,
сопереживает персонажам сказки), импровизирует
Знаком с литературными произведениями различной тематики, испытывает симпатию к положительным
героям и их действиям
Карта развития ребенка 5-6 лет
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
Физическое развитие
Характеризуется адаптивным поведением, обладает эмоционально-волевыми качествами
Владение основными движениями
Охотно осуществляет элементарные оздоровительно-закаливающие процедуры
Социально-коммуникативное развитие
В конфликтных ситуациях ищет приемлемые способы разрешения спора
Проявляет доброжелательность в общении со сверстниками, уважение к взрослым
Способен к установлению контактов со сверстниками
Умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме, отстаивает свою
позицию
Проявляет готовность посочувствовать, пожалеть, утешить, когда сверстник чем-то расстроен
Способен следовать установленным нормам, правилам, общей договорѐнности
Высказывает правильную оценку поступков героев литературных произведений, имеет четкое
представление «хорошо», «плохо»
Знает, кому можно сообщить о себе (данные), кому - нельзя
Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности (поручения, задания)
С удовольствием выполняет трудовые поручения взрослых
Сюжеты игр многообразны (бытовые, общественные)
Планирует игру, договаривается с партнерами, учитывая желания с содержанием и своей ролью
Выстраивает последовательный сюжет, легко вносит изменения в него по ситуации
Знает и выполняет правила поведения в природе и быту, умеет объяснить необходимость выполнения
Ориентируется в транспортных средствах, правилах поведения на улице, в транспорте
Знает некоторые дорожные знаки, ПДД, следует им в автогородке на детском транспорте
Познавательное развитие
Может провести целостно-расчлененный анализ объектов, приставить, убрать, поменять местами
Проявляет любознательность, к освоению нового
Выстраивает предположения и самостоятельно ищет ответы на свои вопросы, (поиск, обобщение)
Объединяет предметы на основе общих признаков
Владеет логическими операциями - анализирует, выделяет свойства, сравнивает, прогнозирует
При конструировании применяет разные средства для достижения результата (схемы, рисунки)
Пользуется обобщенными способами конструирования (дополнение и убирание лишнего)
Определяет положение предмета не только по отношению к себе, но и к др. предметам
Имеет элементарные представления о сохранении количества предметов (не влияет величина и
расстояние между ними)
Имеет представление об отношении целого и части; умеет создавать целое из частей (пазлы 20-30 част)
Реализует целенаправленное экспериментирование
познавательного характера (какой мяч летит дальше)
Знает свои имя и фамилию, возраст, как зовут родителей, адрес, телефон
Узнает и называет символику своей страны
Знает и называет материал, из которого сделаны предметы (стекло, металл) и их свойства
Обсуждает различные события, приводя самостоятельные аргументы при оценки поведения сверстников
Проявляет интерес к объектам живой и неживой природы, эмоциональное, бережное отношение к ней,
имеет представление о взаимосвязях в природе, о сезонных изменениях
Может назвать некоторые природные зоны (лес), животных, растений
Имеет представление о жизни различных людей в различных странах, исторических событиях, мире
природы, достижениях людей и др. (чтение, фото)
Имеет представление о труде окружающих его людей, может назвать несколько профессий, делает
В играх и драматизациях эмоционально-выразительно проигрывает роли, связанные с изображением
различных профессий взрослых
Речевое развитие
Инициативен в общении с педагогами, персоналом детского сада, родителями других детей; свободно
участвует в диалоге со сверстниками и взрослыми
Поддерживает тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, отвечает на вопросы и отзывается
на просьбы, беседует на различные темы
Свободно владеет родным языком, высказывается, простыми распространенными предложениями,
может грамматически правильно строить сложные предложения
Строит связной рассказ по сюжетной картинке
Использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения, многозначительные слова
По собственной инициативе запоминает и использует разные отрывки речи (телепередач, книг)
Имеет элементарные представления о языковой деятельности (звуке, слове, слоге, предложении)
Использует речь для планирования действий
Понимает ситуацию только на основе словесного описания по контексту (рассказ другого ребенка)
Выражает свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств, владеет формами
вежливости
Стремится грамматически правильно строить свои высказывания
Рассказывает различные истории, пытается сочинить сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом
Проявляет интерес к книгам. Знает наизусть несколько коротких стихотворений.
Передает содержание сказок, небольших рассказов, используя образные слова, сравнения, метафоры,
эпитеты
Художественно – эстетическое развитие
Использует выразительные средства (цвет, форма, композиция, ритм и т.д.) в создании рисунка
Создает оригинальные рисунки (не повторяющие рисунки других), в которых отражают самые
разнообразные сюжеты (бытовые, сказочные, приключения)
Создает работы из различных материалов, по собственному замыслу, используя различные техники
Знаком с некоторыми картинами известных художников (репродукции)
Понимает особенности персонажей музыкальной игры-драматизации, находит для их воплощения
выразительные пантомимические, мимические интонации
Старается петь выразительно, музыкально, интонационно чисто
С удовольствием слушает музыку разных жанров, узнает и называет любимое музыкальное
произведение, участвует в разговоре о музыке в форме диалога со взрослым
Карта развития ребенка 6-7 лет
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ
Физическое развитие
Группа здоровья
Соответствие антропометрических показателей возрастной норме
Проявление эмоциональных состояний в движении
Признаки психомоторного благополучия преобладают над признаками психомоторного неблагополучия
Развитие движений
Перекладывание двумя пальцами по одному предмету из гр. мелких веще (бусинок) в коробку
Сохранение статического равновесия стоя на линии
Бег с преодоление препятствий
Подбрасывание и ловля мяча
Прыжок в длину с места
Социально-коммуникативное развитие
Способен вступить в общение со знакомыми взрослыми
Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входит в разнообразные объединения
детей по интересам)
Чувствует настроение близких взрослых и сверстников
Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения
Регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил
Имеет представление о себе и своих возможностях
Имеет представление о культурных нормах поведения
Развитие игровой деятельности по инициативе
Познавательное развитие
Имеет представление о живой и неживой природе, рукотворном мире, своем городе и стране
Может проводить познавательно-исследовательскую деятельность
Задает вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно - следственные связи
Раскладывает по величине 10 и более предметов одинаковой формы
Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.)
Использует незаконченную фигурку как деталь сюжет композиций (в конструировании, рисовании,
аппликации)
Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре
Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности
Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания
окружающего
Осуществляет деятельность по образцам и правилам
Моет работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе
Речевое развитие
Правильно произносить все звуки родного языка
Умеет выделять звуки в слове
Высказывается простыми распространенными предложениями
Грамматически правильно строит сложные предложения
Строит связной рассказ по сюжетной картинке
В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями
Использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения
Художественно – эстетическое развитие
Знаком с литературными произведениями (называет 5 и более произведений)
Может сочинить сказку
Создает индивидуальные художественные образы адекватными выразительными средствами (цвет,
композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности
Эмоционально воспринимает музыку; правильно определяет ее настроение, слышит яркие средства
музыкальной выразительности, динамику развития музыкального образа; может рассказать о возможном
содержании пьесы
РЕЧЕВАЯ
КАРТА
ребенка с ТНР 5-7 лет
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Адрес
Дата поступления в группу
Откуда поступил
Ф. И. О. родителей, год рождения, место работы, должность:
мать
отец
Анамнез: от какой беременности по счѐту
Характер беременности ( болезни,
падения, токсикозы 1-ой,2-ой пол. беременности, гестоз, угрозы выкидыша, курение, применение
медикаментозных средств, резус-конфликт, гипоксия плода)
Роды (срочные, досрочные, перехоженные; стремительные (менее 4/2 ч.), затяжные, обезвоженные,
асфиксия, стимуляция, Кесарево сечение, родовая травма: переломы, вывихи, гематома)
Вес
Рост
Когда закричал
Вскармливание (грудное (срок корм.)
, искусственное; сосал вяло, частые срыгивания, попѐрхивания)
Физическое развитие: заболевания, состоит на учѐте
стал держать головку (до 3м.)
ползать (6 м.), как ползал
сидеть (6-7 м.)
ходить (12 м.)
Речевое развитие: гуление (3 м.)
лепет (5-6 м.)
первые слова (к 1г.)
фраза (к 2 г.)
Прерывалось ли речевое развитие (когда,
причина, как долго)
Как быстро наращивался словарный запас:
Слух
Зрение
Интеллект
Речевая среда и социальные условия
(двуязычие, члены семьи с реч. наруш., маленькие дети):
Логопедическая помощь (где, когда, результаты):
Отношение ребѐнка к своему дефекту
Просодика: темп
сила голоса
разборчивость
1. Общее развитие ребенка :
- разговорно-описательная беседа: как зовут маму, как ты ей помогаешь?
* как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живѐшь?
Исследование неречевых психических функций
Состояние слухового внимания. Восприятия и воспроизведение ритма:
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
сентябрь январь
- - .. - - .. - - .. -.. - - - -
май
19
--…
-…--
Исследование зрительного восприятия. Назвать цвета:
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
Красный
Красный
Оранжевый
Оранжевый
Желтый
Желтый
Зеленый
Зеленый
Голубой
Голубой
Синий
Синий
Белый
Фиолетовый
Розовый
Розовый
Черный
Коричневый
Серый
Белый
черный
сентябрь
Восприятие формы (назвать геометрические фигуры и формы):
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
круг
круг
квадрат
квадрат
овал
овал
треугольник
треугольник
прямоугольни
прямоугольник
шар
многоугольник
куб
шар
куб
цилиндр
январь
май
сентябрь январь
май
Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного, нагляднообразного мышления: показать и назвать предметы, которые находятся:
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
сентябрь январь
май
Вверху
Вверху
Внизу
Внизу
Впереди
Впереди
Сзади
Сзади
Слева
Слева
Справа
Справа
Слева внизу
Справа вверху
Слева вверху
Справа внизу
Ориентировка в схеме собственного тела:
5-6 лет сентябрь январь май
показать правый
глаз,
левый
правое ухо, левое
ухо
Складывание картинок из частей:
6-7 лет
Показать правой рукой
левый глаз, левой рук
правое ухо.
сентябрь январь
май
20
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
4—6 частей,
вертикальный,
горизонтальный
и диагональный
разрезы
сентябрь январь
май
6-8 частей, вертикальный,
горизонтальный, диагональ
и фигурный разрезы
Анатомическое строение артикуляционного
аппарата: гипотонус, гипертонус,
гиперкинез
Язык (массивный, маленький, испещренный, синий, тремор, «волны»; малоподвижный):
подъязычная связка
саливация
твердое нѐбо (плоское, высокое,
расщелина)
мягкое небо (плоское, отсутствие/ укорочение маленького язычка,
расщелина)
зубы ( редкие, кривые, мелкие, крупные, с большими
промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние )
прикус (прогения, прогнатия, передний открытый, боковой открытый, прямой)
губы (тонкие, толстые, короткие, малоподвижные)
Исследование состояния моторной сферы
Состояние общей моторики
5-6 лет
сентябрь
январь
май
Попрыгать на двух
ногах
На левой, на правой
ноге
Прыгнуть в длину
с места
Потопать ногами,
похлопать руками
одновременно
6-7 лет
сентябрь
январь май
Попрыгать на двух
ногах
На левой, на правой
ноге
Прыгнуть в длину
с места
Постоять на одной
Ноге без опоры, колен
высоко поднято:
- с открытыми глазами
- с закрытыми глазами
Состояние ручной моторики:
Наличие леворукости или амбидекстрии:
Кинетическая и кинестетическая основа движений:
5-6 лет
сентябрь
январь
сентябрь
январь
май
Одновременно вытянуть указательный и средний
палец правой руки
Потом левой
Обеих рук
«игра на рояле» ведущей рукой
«кулак-ребро-ладонь ведущей рукой
6-7 лет
Одновременно вытянуть указательный палец и
мизинец правой руки (коза)
Потом левой
май
21
Обеих рук
Поместить указательный палец на средний и наобор
Потом на левой руке
«игра на рояле» ведущей рукой
«кулак-ребро-ладонь ведущей рукой
Потом левой
Навыки работы с карандашом:
5-6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)
6-7 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии,
человека)
Состояние артикуляционной моторики:
5-6 лет
сентябрь
январь
май
сентябрь
январь
май
Растянуть губы в улыбку
Вытянуть губы трубочкой
Чередовать эти упражнения
Показать широкую лопатку
Показать узкое жало
Чередовать эти упражнения
Упр. «Качели»
Упр. «Часики»
6-7 лет
Растянуть губы в улыбку, губы трубочкой, чередов
Поднять верхнюю губу
Опустить нижнюю губу
Чередовать эти упражнения
Упр. «Качели» на губы
Упр. «Вкусное варенье» - облизать кончиком я
губы по кругу
Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь. Умение обобщать несколько предметов, относящихся к одному понятию.
Показать ребенку картинки, предложить назвать одним словом:
5-6 лет:
6-7 лет:
Игрушки
Птицы
Одежда
Насекомые
Обувь
Рыбы
Посуда
Грибы
Мебель
Деревья
Овощи
Профессии
Фрукты
Транспорт
Понимание действий. Сказать, кто как передвигается: (стр.21-22)
5-6 лет:
Птица
Лягушка
22
Рыба
Слон
Кто что делает:
6-7 лет:
Строитель
Уборщица
Врач
Маляр
Змея
Человек
Продавец
Покупатель
Швея
Учитель
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам): (стр.24-25)
5-6 лет
сентябрь январь май 6-7 лет
сентябрь январь май
Прямоугольная
Круглое печенье
салфетка
Многоугольная
Квадратное печень
салфетка
Треугольное печен
Молодой человек
Овальное печенье
Старый человек
Холодное морожен
Веселый мальчик
Горячий чай
Грустный мальчик
Высокий дом
Понимание различных форм словоизменения. Показать по картинкам. Назвать мн. число сущ.
(стр.28)
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
сентябрь январь май
Глаз - глаза
Рукав - рукава
Стул
Пень
Лист
Гнездо
Окно
Перо
Ведро
Ухо
Понимание предложно-падежных конструкций. Показать по картинкам. Назвать: (стр.53)
5-6 лет
сентябрь январь май
6-7 лет
сентябрь январь май
Где сидит снегир
Где лежит мяч?
Где стоит коза?
Где летает бабоч
Откуда вылетает
Где стоит машин
птичка?
Где едет машина?
Откуда прыгает
котенок?
У кого кук
Называние уменьшительно-ласкательных форм существительных: (стр58)
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
сентябрь январь май
Забор
Палец
Носок
Изба
Лента
Крыльцо
Окно
Кресло
Дифференциация глаголов с различными приставками. Назвать по картинкам: (стр.33)
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
сентябрь январь май
23
Птица вылетает из
клетки
Птица влетает в
клетку
Мальчик переходит
дорогу
Мальчик
переб
дорогу
Мальчик подбегает
к дому
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам): (стр.34)
5-6 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой)
6-7 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не
распустился.)
Состояние фонематического восприятия (диф. оппозиционных звуков):
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
сентябрь
Мышка-мишка
Мышка-мошка
Почка-бочка
Пашня-башня
Корка-горка
Крот-грот
Цвет-свет
Лук-люк
Рейка-лейка
Плач-плащ
январь май
Исследование состояния экспрессивной речи
Активный словарь. Назвать 4-5 слов имен существительных по темам:
5-6 лет
Мебель
Овощи
Фрукты
птицы
сентябрь январь
май
6-7 лет
Ягоды
Насекомые
Животные
Транспорт
сентябрь
Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
сентябрь
Нос
Локоть
Рот
Ладонь
Шея
Затылок
Живот
Висок
Грудь
Платье:воротни
Чайник: крышка
пуговицы
Носик
Рукав
Ручка
Манжета
Донышко
Пояс
Юбка
Оборка
Назвать одним словом (обобщить):
5-6 лет
сентябрь январь
Стул, стол, шкаф
Огурец, помидор,
морковь
Яблоко,
ба
май
январь май
январь май
6-7 лет
сентябр январь май
Клубника, смород
черника
Муха, комар,
бабочка
Кошка, собака, ко
24
апельсин
Воробей, голубь,
сова
Самолет, автобус,
машина
Подобрать антонимы:
5-6 лет:
друг
горе
легкий
давать
6-7 лет:
добро
горячий
длинный
поднимать
Кто как голос подает?
5-6 лет:
кошка
корова
утка
петух
6-7 лет: (кошка мяукает, а..)
собака
гусь
волк
мышь
Имена прилагательные. Назвать форму с опорой на картинки: (стр.47)
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
сентябрь
Солнце какое?
Руль какой?
Печенье какое?
Окно какое?
Косынка какая?
Флажок какой?
Огурец какой?
Слива какая?
Одеяло какое?
январь май
Состояние грамматического строя речи.
Употребление существительных в И.П, ед.ч. и мн.ч.
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
Рот - рты
Глаз - глаза
Лев Лист
Река
Стул
Ухо
Дерево
Кольцо
Пень
Воробей
сентябрь
январь
Образование существительных мн. ч. в родительном падеже. Ответить: «Много чего?» (стр.51)
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет сентябрь январь
Шар
Каранда
Ключ
Лист
Береза
Книга
Ложка
Вилка
Окно
Ведро
Согласование прилагательных с существительными ед.ч. (назвать по картинкам):
5-6 лет
сентябрь январь май 6-7 лет
сентябрь январь
Фиолетовый
Оранжевый апельсин
колокольчик
Голубая бабочка
Серая ворона
25
Белое блюдце
Розовое
платье
Употребление числительных 2 и 5 с существительными: (стр.54-55)
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
сентябрь
2 мяча
2 пня
5 мячей
5 пней
2 разы
2 воробья
5 роз
5 воробьев
2 окна
2 шали
5 окон
5 шалей
2 ведра
5 ведер
Образование названий детенышей животных:(стр.59-60)
5-6 лет
сентябрь январь
май
6-7 лет
У зайчихи
У медведицы
У волчицы
У бобрихи
У белки
У барсучихи
У козы
У лошади
У собаки
У коровы
Образование относительных прилагательных:
5-6 лет:
матрѐшка из дерева
сумка из кожи
шуба из меха
крыша из соломы
горка из снега
сентябрь
январь май
январь май
6-7 лет:
лопата из металла
ветка с ели
лист с клѐна
сок из слив
суп из фасоли
Образование притяжательных прилагательных:
5-6 лет: Чей платок?
6-7 лет: Чей хвост?
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик, девочка и кошка?
– 5-6 лет, «Что делает мальчик» - 6-7 лет):
5-6 лет
сентябрь январь
май 6-7 лет
сентябрь январь май
Прыгает
Выходит из дома
Подпрыгнула
Отходит от дома
Спрыгнула
Подходит к магази
Перепрыгнул
Переходит улицу
Обходит лужу
Входит в дом
Состояние связной речи 5-6 лет. Пересказать текст.
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и
закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
1- е обследование:
26
2- е обследование:
3- е обследование:
6-7 лет. Составление рассказа по серии картинок (на стр. 275 по книге О.Б. Иншаковой «Альбом для
логопеда»).
1- е обследование:
2- е обследование:
3- е обследование:
27
Исследование фонематической стороны речи
Исследование звукослоговой структуры слов. повторить за логопедом с опорой на наглядность:
(стр.64-67)
5-6 лет
сентябрь
январь
май
Самолет
Скворец
Фотограф
Микстура
Парашютист
28
погремушка
Сестренка развешивает простыни.
В универсаме продают продукты.
Парашютисты готовятся к прыжку.
6-7 лет
сентябрь
Тротуар
Градусник
Фотоаппарат
Экскаватор
Виолончелист
Регулировщик
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
январь
май
Регулировщик руководит движением на перекрестке.
У фотографа фотоаппарат со вспышкой.
Состояние фонематического восприятия,
Повторение слогов с оппозиционными звуками:
5-6 лет
сентябрь январь
май
Ба-па-ба
Па-ба-па
Да-та-да
Та-да-та
Га-ка-га
Ка-га-ка
За-са-за
Са-за-са
Са-ца-са
Тя-та-тя
5-6 лет. Выделение начального ударного из слов:
Астра
Улей
Арка
Уши
Осень
Иглы
Озеро
Искры
6-7 лет. Выделение конечного согласного из слов:
Кот
Лимон
Суп
Мох
навыки фонематического
6-7 лет
Са-ша-са
Ша-са-ша
Жа-ша-жа
Ша-жа-ша
Са-ца-са
Ца-са-ца
Ча-тя-ча
Тя-ча-тя
Ла-ля-ла
Ля-ла-ля
сентябрь
анализа и синтеза.
январь май
29
Сом
Сок
5-6 лет. Выделение начального согласного из слов:
Мост
Нос
Банка
6-7 лет. Определение последовательности звуков в слове:
Кот
Дом
Вата
6-7 лет. Определение количества звуков в словах:
Бык
Дом
Состояние звукопроизношения:
5-6 лет:
С : санки, коса, нос
З-Ж: зажим, железо
Л : лодка, полка, стол
майка, лай
X
:
хлеб,
муха,
Отсутствие
Вата
6-7 лет:
С-С`: сосиска, соседи
Ц-Т`: теплица, птенцы
Щ : щетка, клещи, плащ
Ч-С/С`: свеча, часик
Р-Р`: коридор, вратарь
мох
Искажение
Логопедическое заключение:
Замена или смешивание
Тапки
Ба