Краткая презентация образовательной программы
МБДОУ детский сад №24 «Звездочка»
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждение детский сад №24 «Звёздочка» муниципального
образования Абинский район (далее Программа) опирается на Федеральную
образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО),
утвержденную Приказом Министерства просвещения Российской федерации
№1028 от 25 ноября 2022 г. ФОП ДО реализуется педагогическими
работниками ДОО во всех помещениях и на территории детского сада, со
всеми детьми ДОО. Составляет, примерно 80% от общего объема Программы.
Программа обеспечивает целостное развитие детей в возрасте от 1,5 до 7
лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям: социально – коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно – эстетическому и физическому.
Режим работы ДОО представляет годовой цикл: с сентября по май –
воспитательно - образовательная работа; с июня по август – летняя
оздоровительная работа. Режим работы: пятидневная рабочая неделя,
длительность пребывания детей: 10 часов.
Возрастные особенности развития детей и задачи развития для каждого
возрастного периода Программы совпадают с Федеральной образовательной
программой дошкольного образования, 80 утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N
1028 (п.15.1-15.3). Для реализации задач воспитательно-образовательной
деятельности педагоги детского сада используют разные формы
взаимодействий с детьми: - организованная образовательная деятельность совместная деятельность педагога с детьми - самостоятельная деятельность
детей.
Образовательный процесс в ДОО строится с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников. Программа включает в себя
обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных
отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с
точки зрения реализации требований ФГОС ДО (п.2.9 приказа Министерства
образования и науки России от 17.10.13 г.), при этом объем обязательной
части составляет не менее 60% от её общего объема; части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40%.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки
зрения реализации Стандарта: Обязательная часть Программы обеспечивает
развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях
1
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художетсвенноэстетическое, физическое развитие). В части программы, сформированной
участниками образовательных отношений, предусмотрено содержание
образования, отражающее специфику национально – культурных,
географических, климатических, природных особенностей Краснодарского
края, расположенного в южном регионе. ДОО накоплен определенный опыт
по приобщению детей к танцевальным и ритмическим движениям, по
приобщению к истокам народной культуры и истории России и Кубани.
Реализация
регионального
компонента
–
«Кубановедение»
осуществляется в дошкольных группах через знакомство с национальнокультурными особенностями Краснодарского края, приобщение ребенка к
истокам народной культуры своей страны в рамках речевой, музыкальной
деятельности и в повседневной жизни (произведения искусства,
художественное слово, фольклор, музыка, знакомство с историей Кубани,
азами казачьей культуры и казачьего быта), основам духовно – нравственного
и патриотического воспитания дошкольников. Дети совместно со взрослыми
знакомятся
с
географическими
особенностями
края,
с
достопримечательностями городов и районов, с историческими событиями
края и района, с символикой, с животным и растительным миром Кубани, с
водными и лесными ресурсами, с богатством хлебных полей и полезных
ископаемых, с календарными праздниками и традициями малой Родины и
России.
Цель Программы определена в соответствии с п. 14.1 ФОП ДО:
разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям
относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи Программы определены с п. 14.2 ФОП ДО:
- обеспечение единых для Российской Федерации содержания
дошкольного образования (далее – ДО) и планируемых результатов освоения
образовательной программы ДО;
2
- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к
базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России; создание условий для формирования
ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и
поступков на основе осмысления ценностей;
построение
(структурирование)
содержания
образовательной
деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей
развития; - создание условий для равного доступа к образованию для всех
детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и
основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и
ответственности;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания,
обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их
безопасности;
- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования. Программа реализуется в течение
пяти лет пребывания детей в ДОО.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно-правовой базы ДОО,
- образовательного запроса родителей,
- видовой структуры групп,
- выходом примерных основных образовательных программ.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности
ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнопедагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение
3
права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию,
монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать
друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих
проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной
деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в
детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и
общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и
обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных
задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с
педагогами мероприятиях;
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.
Виды взаимоотношений ДОО с семьями воспитанников: Сотрудничество
– общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – способ
организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании
социальной перцепции и с помощью общения.
Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
• Открытость ДОУ для семьи.
• Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей
• Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые
подходы к развитию ребенка в семье и детском саду
4