"ПИСЬМО" МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ОТ 10.07.2023 N 04-ПГ-МП-24169 "О
ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И БОЛЬШИХ ДАННЫХ
ПИСЬМО
от 10 июля 2023 г. N 04-ПГ-МП-24169
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ОБУЧАЮЩИМСЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ
ПРОГРАММ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ
Департамент цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения
России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам использования
информационно-коммуникационной образовательной платформы "Сферум"
(далее - ИКОП "Сферум"), зарегистрированное в Минпросвещения России, и в
рамках своей компетенции сообщает.
Использование современных цифровых технологий является особенно
актуальным в условиях роста потребности участников образовательных
отношений в получении качественных образовательных услуг и с целью
предоставления обучающимся равных возможностей для освоения учебных
программ в дистанционном формате.
Решение данной задачи возможно в рамках реализации национального проекта
"Образование" федерального проекта "Цифровая образовательная среда".
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ)
образовательная организация обладает автономией, под которой понимается
самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке
и принятии локальных нормативных актов.
Образовательные
организации
свободны
в
определении
содержания
образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных
технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 2 ст. 28 Закона
N 273-ФЗ).
Руководствуясь данным положением Закона N 273-ФЗ, образовательные
организации также вправе самостоятельно определить онлайн-ресурсы, сервисы
и платформы для реализации образовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий.
Право
применять
образовательными
организациями
при
реализации
образовательных
программ
электронное
обучение,
дистанционные
образовательные технологии предусмотрено статьей 16 Закона об образовании и
Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816.
Вместе с тем решение об использовании электронных сервисов, образовательных
платформ, дистанционных технологий принимается родителями (законными
представителями) обучающихся. В случае отказа родителей (законных
представителей) от использования таких информационных ресурсов в обучении
ребенка образовательный процесс может быть организован только с
использованием традиционных средств обучения.
Департамент сообщает, что в рамках создания в России цифровой
образовательной среды (ЦОС) в конце марта 2021 года был анонсирован запуск
ИКОП "Сферум". Целью ИКОП "Сферум" является создание условий для
получения сообщений, мгновенных уведомлений, а также организации звонков и
групповых аудио- и видеозвонков для проведения уроков и родительских
собраний.
ИКОП "Сферум" доступна всем участникам образовательного процесса, включая
учеников с особыми образовательными потребностями и индивидуальными
возможностями. Например, если обучающийся не может по состоянию здоровья
или иным причинам посещать школу очно, он может продолжить обучение в
онлайн-формате, через ИКОП "Сферум".
Вместе с тем решение об использовании ИКОП "Сферум" принимается
родителями (законными представителями) обучающихся. В случае отказа
родителей (законных представителей) от использования информационных
ресурсов в обучении ребенка образовательный процесс будет организован только
с использованием традиционных учебников и тетрадей.
Необходимо отметить, что ИКОП "Сферум" не является обязательным к
использованию в образовательном процессе, платформа выступает в качестве
вспомогательного инструмента взаимодействия учителей и обучающихся.
Департамент обращает внимание на то, что Федеральным законом от 29.12.2022
N 584-ФЗ внесены изменения в части 8 - 10 статьи 10 Федерального закона от
27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации", согласно которым с 1 марта 2023 г. запрещено использование
иностранных мессенджеров для обмена сообщениями при оказании
государственных и муниципальных услуг. Помимо этого, следует обратить
внимание на то, что федеральная служба по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) на своем
официальном сайте разместил перечень мессенджеров, которые, по их мнению,
могут
быть
отнесены
к
иностранным
на
1
марта
2023
года
(https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).
Вместе с тем руководство Минпросвещения России в публичных мероприятиях,
интервью, пресс-конференциях и других форматах взаимодействия с
представителями средств массовой информации неоднократно озвучивало
позицию Минпросвещения России о важности личного общения учителя с
учеником, незыблемости традиционных форматов обучения.
При этом особый акцент всегда делается именно на то, что использование
дистанционных технологий и образовательных онлайн-ресурсов в обучении - это,
прежде всего, вспомогательный инструмент, который позволяет школьникам
развивать таланты, учиться, получать новые навыки и качественное образование
по всей России, дополняет традиционные формы обучения.
Заместитель
И.В.НЕВМЯНОВА
Директора
Департамента