Письмо Минпросвещения России от 10.07.2023 №04-ПГ-ПМ-24169 "О предоставлении обучающимся равных возможностей для освоения учебных программ в дистанционном формате"

"ПИСЬМО" МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ОТ 10.07.2023 N 04-ПГ-МП-24169 "О
ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И БОЛЬШИХ ДАННЫХ
ПИСЬМО
от 10 июля 2023 г. N 04-ПГ-МП-24169
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ОБУЧАЮЩИМСЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНЫХ
ПРОГРАММ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ
Департамент цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения
России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам использования
информационно-коммуникационной образовательной платформы "Сферум"
(далее - ИКОП "Сферум"), зарегистрированное в Минпросвещения России, и в
рамках своей компетенции сообщает.
Использование современных цифровых технологий является особенно
актуальным в условиях роста потребности участников образовательных
отношений в получении качественных образовательных услуг и с целью
предоставления обучающимся равных возможностей для освоения учебных
программ в дистанционном формате.
Решение данной задачи возможно в рамках реализации национального проекта
"Образование" федерального проекта "Цифровая образовательная среда".
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ)
образовательная организация обладает автономией, под которой понимается
самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности, разработке
и принятии локальных нормативных актов.
Образовательные
организации
свободны
в
определении
содержания
образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных
технологий по реализуемым ими образовательным программам (п. 2 ст. 28 Закона
N 273-ФЗ).
Руководствуясь данным положением Закона N 273-ФЗ, образовательные
организации также вправе самостоятельно определить онлайн-ресурсы, сервисы
и платформы для реализации образовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий.
Право
применять
образовательными
организациями
при
реализации
образовательных
программ
электронное
обучение,
дистанционные
образовательные технологии предусмотрено статьей 16 Закона об образовании и

Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом
Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816.
Вместе с тем решение об использовании электронных сервисов, образовательных
платформ, дистанционных технологий принимается родителями (законными
представителями) обучающихся. В случае отказа родителей (законных
представителей) от использования таких информационных ресурсов в обучении
ребенка образовательный процесс может быть организован только с
использованием традиционных средств обучения.
Департамент сообщает, что в рамках создания в России цифровой
образовательной среды (ЦОС) в конце марта 2021 года был анонсирован запуск
ИКОП "Сферум". Целью ИКОП "Сферум" является создание условий для
получения сообщений, мгновенных уведомлений, а также организации звонков и
групповых аудио- и видеозвонков для проведения уроков и родительских
собраний.
ИКОП "Сферум" доступна всем участникам образовательного процесса, включая
учеников с особыми образовательными потребностями и индивидуальными
возможностями. Например, если обучающийся не может по состоянию здоровья
или иным причинам посещать школу очно, он может продолжить обучение в
онлайн-формате, через ИКОП "Сферум".
Вместе с тем решение об использовании ИКОП "Сферум" принимается
родителями (законными представителями) обучающихся. В случае отказа
родителей (законных представителей) от использования информационных
ресурсов в обучении ребенка образовательный процесс будет организован только
с использованием традиционных учебников и тетрадей.
Необходимо отметить, что ИКОП "Сферум" не является обязательным к
использованию в образовательном процессе, платформа выступает в качестве
вспомогательного инструмента взаимодействия учителей и обучающихся.
Департамент обращает внимание на то, что Федеральным законом от 29.12.2022
N 584-ФЗ внесены изменения в части 8 - 10 статьи 10 Федерального закона от
27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите
информации", согласно которым с 1 марта 2023 г. запрещено использование
иностранных мессенджеров для обмена сообщениями при оказании
государственных и муниципальных услуг. Помимо этого, следует обратить
внимание на то, что федеральная служба по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) на своем
официальном сайте разместил перечень мессенджеров, которые, по их мнению,
могут
быть
отнесены
к
иностранным
на
1
марта
2023
года
(https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).
Вместе с тем руководство Минпросвещения России в публичных мероприятиях,
интервью, пресс-конференциях и других форматах взаимодействия с
представителями средств массовой информации неоднократно озвучивало
позицию Минпросвещения России о важности личного общения учителя с
учеником, незыблемости традиционных форматов обучения.
При этом особый акцент всегда делается именно на то, что использование
дистанционных технологий и образовательных онлайн-ресурсов в обучении - это,
прежде всего, вспомогательный инструмент, который позволяет школьникам

развивать таланты, учиться, получать новые навыки и качественное образование
по всей России, дополняет традиционные формы обучения.
Заместитель
И.В.НЕВМЯНОВА

Директора

Департамента


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».